Найти в Дзене

Больше чем любовь... Стекло. Скульптор Вера Мухина.

Сегодня хочу поделиться интересным материалом обнаруженным мной в книге 1976 года О.И.Вороновой - "Вера Игнатьевна Мухина".

Вера Мухина известна прежде всего как скульптор-монументалист. О ее работах в области декоративно-прикладного искусства известно меньше. Давайте познакомимся с работами известного скульптора в стекле!

Дополняю заметку подборкой иллюстраций.

Работы В.И.Мухиной. Фото Н.Ломоносовой.
Работы В.И.Мухиной. Фото Н.Ломоносовой.
О.И.Воронова. "Вера Игнатьевна Мухина". Искусство.М.1976. Фото Н.Ломоносовой.
О.И.Воронова. "Вера Игнатьевна Мухина". Искусство.М.1976. Фото Н.Ломоносовой.

"... Самая большая ее любовь — стекло. Она была очарована его возможностями еще в молодости, когда любовалась витражами церкви Sainte Chapelle в Париже, изделиями стеклодувов Мурано. Потом это увлечение вспыхнуло в 1928 году, опять в Париже: увидев выставленную фирмой Лалика скульптуру из стекла, три дня ходила в магазин фирмы, купила стеклянного краба, разговаривала и с продавцами, и с мастерами, и с художниками, но секрета стеклянного литья так и не узнала. 

Вернувшись в Москву, вылепила легкий, гибкий, певучий женский торс — моделью служила актриса Толубеева, знакомая Вере Игнатьевне еще с курской юности. Надеялась перевести его в стекло, но не сумела. Это ей удастся только через двадцать два года, уже в конце жизни. Пока же она переводит фигурку в мрамор и годом позже, в фаянс.

Мухина Вера Игнатьевна 1889-1953. Женский торс. 1934. Материал, техника:мрамор.Размер:88 x 18 x 17,5. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина Вера Игнатьевна 1889-1953. Женский торс. 1934. Материал, техника:мрамор.Размер:88 x 18 x 17,5. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

Мраморная экспонируется на выставках, а фаянсовая задвигается в дальний угол полки, где и пылится до 1947 года. В этом году Мухина переезжает в новый дом, специально для нее построенный, и при разборке забытую фигурку находят. Зеленская отмывает и отчищает ее: «Очень она мне нравится!» — «Нравится? Возьмите ее себе!» 

Мухина В.И.Торс.1940-1941.Материал, техника:стекло моллированное, дерево
Размер:Выс. 67,0; дм. 21,0. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ
Мухина В.И.Торс.1940-1941.Материал, техника:стекло моллированное, дерево Размер:Выс. 67,0; дм. 21,0. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ

В начале тридцатых годов Мухина часто рисует стаканы, стеклянные чашки, тарелочки. Геометрическая четкость линий подчеркивает их чистоту и прозрачность. Такой же простой и прозрачной задумывает она сахарницу. Лишь в рисунках рюмок и ваз форма усложняется. Почти каждый рисунок сопровождается чертежом — руководством для мастера-стеклодела. Впрочем, пока все это лишь мечта о стекле. 

Автор проекта В. Мухина. Штоф с пробкой с монограммой "ИС"и растительным орнаментом из декоративного комплекта - подарок И.В.Сталину от завода "Красный гигант" к 60-летию со дня рождения. 1939 "Государственный центральный музей современной истории России". ГоскаталогРФ.
Автор проекта В. Мухина. Штоф с пробкой с монограммой "ИС"и растительным орнаментом из декоративного комплекта - подарок И.В.Сталину от завода "Красный гигант" к 60-летию со дня рождения. 1939 "Государственный центральный музей современной истории России". ГоскаталогРФ.
Автор проекта В. Мухина. Стакан из декоративного комплекта - подарок И.В.Сталину от завода "Красный гигант" к 60-летию со дня рождения. 1939 "Государственный центральный музей современной истории России". ГоскаталогРФ.
Автор проекта В. Мухина. Стакан из декоративного комплекта - подарок И.В.Сталину от завода "Красный гигант" к 60-летию со дня рождения. 1939 "Государственный центральный музей современной истории России". ГоскаталогРФ.

Она начинает осуществляться лишь в конце десятилетия. На заводе «Красный гигант», бывшем Бахметевском, в селе Никольском, Вера Игнатьевна исполняет сервиз для правительственных приемов, названный ею «Кремлевским». Графин, напоминающий бутон тюльпана, рюмки и бокалы, тоже похожие на бутоны, только со срезаной верхушкой, мороженица, компотница, вазы. Одна из них — как расцветающая астра.

Все вместе на столе — клумба: синее стекло, дымчатое, бесцветное, хрусталь; на гранях его свет ломается, рассыпается тысячью искр. 

Мухина В.И. (1889-1953). Ваза "Астра".1953. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953). Ваза "Астра".1953. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Массивная, строгая по пропорциям, выполненная из дымчатого хрусталя ваза для цветов — «Астра», с изогнутыми рубцами и глубокими вырезами, и стала тем рубежом, с которого считается начало советского художественного стеклоделия..."

Мухина В.И.Ваза "Астра". 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Ваза "Астра". 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

До Мухиной советское бытовое стекло повторяло старые, дореволюционные еще формы и образцы, украшалось натуралистической эмалевой росписью, «мальцевской гранью» — алмазной гранью по поверхности изделия. Художников на стекольных фабриках не было, хотя необходимость в этой должности уже давно назрела, миланские и мурановские фабрики в конце тридцатых — начале сороковых годов заказывали эскизы для посуды таким мастерам, как Никассо, Кокошка, Шагал, Ле Корбюзье. «Готовую художественную продукцию принимает технолог. Художественные советы (там, где они имеются) состоят из представителей производства и торгующих организаций, без участия специалистов-художников»,писала «Правда». 

Мухина В.И. (1889-1953). Ваза.1940-1941. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953). Ваза.1940-1941. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Мухина начала искать новые формы, ввела широкую огранку плоскостей и глубокие вырезы, выполненные алмазным колесом,грани выполненных ею вещей не только пропускали, но и отражали свет.

Мухина Вера Игнатьевна. Ваза в виде чаши с четко выделенными гранями. Материалы личного фонда М.К. Кузьмина. Эскиз 1940-1950-е.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы". ГоскаталогРФ.
Мухина Вера Игнатьевна. Ваза в виде чаши с четко выделенными гранями. Материалы личного фонда М.К. Кузьмина. Эскиз 1940-1950-е.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы". ГоскаталогРФ.

В январе 1940 года она, писатель Алексей Николаевич Толстой и специалист по технологии стекловарения Николай Николаевич Казалов, еще до первой мировой войны бывший техническим руководителем Петербургского стекольно-фарфорового завода, обратились в правительство с письмом, призывавшим к возрождению отечественного художественного стекла. В апреле Совнарком СССР решил создать в Ленинграде при зеркальной фабрике небольшой экспериментальный цех с лабораторией для опытных образцов. К осени постройка цеха и его оборудование были закончены. 

Мухина В.И. (1889-1953). Ваза декоративная.
1940-1941.Материал, техника:кобальтовые, стекло бесцветное, цветные (марганцевые, красные) и молочные нити.Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953). Ваза декоративная. 1940-1941.Материал, техника:кобальтовые, стекло бесцветное, цветные (марганцевые, красные) и молочные нити.Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Два этажа, стекловаренная печь, рассчитанная на два горшка, емкостью по 250 килограммов. Еще несколько небольших вспомогательных печей для разогрева, отжига и моллирования изделий. Регенераторы для поддержания температуры воздуха. Цех спроектирован Ф. С. Энтелисом. Под руководством В.В. Варгина разработана новая технология варки цветных стекол.

Мухина В.И.Ваза для цветов.1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Ваза для цветов.1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

В помощь Мухиной были направлены еще два художника — Алексей Александрович Успенский и Николай Аидреевич Тырса. Туда же переведены мастера с которыми Вера Игнатьевна работала на «Красном гиганте»: гранильщик и гравировщик Порохов и выдувальщик Вертузаев."

Мухина В.И..Ваза.1940-1941.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И..Ваза.1940-1941.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

"Выбирать время на поездки в Ленинград было нелегко. При большой занятости, она ежемесячно на несколько дней ездила в Ленинград, везла с собой наброски и эскизы будущих изделий. Тщательно, как в начале тридцатых годов, уже не разрабатывала их: во время работы над сервизом «Кремлевский» поняла, что эскиз обязательно изменится во время выдувания, что художник должен непосредственно работать с мастером..."

Мухина В.И.Блюдо. 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Блюдо. 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

"На заводе, вспоминает Качалов, «ждали каждого ее приезда, как праздника. В большом горшке поспевал хрусталь, в окружавших его тиглях наваривали цветное стекло. Мастера готовили свой инструмент. С появлением Веры Игнатьевны все оживлялось. Она перекидывалась двумя-тремя словами с выдувальщиком, который брал в руки свою волшебную трубку, прикалывал где-нибудь сбоку на гвоздик карандашный эскиз, и на наших глазах начинался интереснейший процесс. Это был великолепный дуэт, в котором два выдающихся специалиста, стремясь к единой цели, прилагали все свое искусство, чтобы раздвинуть рамки технологических возможностей и создать что-то новое, прекрасное, чего не делалось раньше. Изредка слышались короткие реплики; «Пошире, Михаил Сергеевич!» (Мухина обычно работала со стеклодувом Вертузаевым).- «Нельзя, Вера Игнатьевна, стекло не идет!» — «Ну, так давайте на эту сторону... так, так... еще немножко!» Стоит ли говорить, что в этих случаях вещи получались красивыми, во всех отношениях целесообразными, их форма вытекала из свойств материала и соответствовала тонкостям технологического процесса. 

Мухина В.И.Ваза. 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Ваза. 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

На этом заводе Мухина повторила свою «Астру», сделала вазы «Лотос», «Колокольчик», «Репка», еще несколько вещей.

Мухина В.И. (1889-1953).Ваза для цветов "Репка".1949.Материал, техника:молочное, алмазная грань, стекло бесцветное, цветное (селеновый рубин). Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953).Ваза для цветов "Репка".1949.Материал, техника:молочное, алмазная грань, стекло бесцветное, цветное (селеновый рубин). Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Ваза «Лотос» — одна плавная мягкая линия, высокая чашечка цветка.

Мухина В.И. (1889-1953). Ваза "Лотос".1958
Материал, техника:алмазная грань, стекло бесцветное и цветное (селеновый рубин). Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953). Ваза "Лотос".1958 Материал, техника:алмазная грань, стекло бесцветное и цветное (селеновый рубин). Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Ничто не отвлекает от красоты самого стекла — рубинового, горящего жидким пламенем.

Мухина В.И. Ваза.1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. Ваза.1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

Рядом — нежные тона: опаловая крюшонница, голубоватая рифленая ваза — дымчатое стекло.

Мухина В.И.Крюшонница. 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Крюшонница. 1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

Ваза зеленого стекла — с «великолепием весенней поляны» сравнивал в древности такое стекло поэт Пруденций.

Мухина В.И. (1889-1953). Ваза для цветов.1940-1941
Материал, техника:алмазная грань, стекло бесцветное и цветное (зеленое).Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953). Ваза для цветов.1940-1941 Материал, техника:алмазная грань, стекло бесцветное и цветное (зеленое).Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Более затейливые изделия: чаша из толстого рифленого стекла; вазочка «кракле», бесцветная и все же очень нарядная: изломы жилок образуют причудливый узор в толще стекла; бокал на витой плетеной ножке, робкое, но все же воспоминание о Венеции; граненое стекло с молочным или красным нацветом.

Мухина В.И. (1889-1953).Ваза для цветов "Мороз".
1940-1941.Материал, техника:кракле, стекло бесцветное и опаловое, широкая грань. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953).Ваза для цветов "Мороз". 1940-1941.Материал, техника:кракле, стекло бесцветное и опаловое, широкая грань. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953) (форма),Даниель-Бек К.И. (1920-1991) (рисунок).Ваза для цветов "Лотос".1950
Материал, техника:гравировка, стекло бесцветное и цветное (марганцевое).Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.
Мухина В.И. (1889-1953) (форма),Даниель-Бек К.И. (1920-1991) (рисунок).Ваза для цветов "Лотос".1950 Материал, техника:гравировка, стекло бесцветное и цветное (марганцевое).Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. ГоскаталогРФ.

Именно вазы с нацветом были лучше всего встречены на небольшой, устроенной в Союзе архитекторов выставке.

Особым успехом пользовались вазы «Репка» и «Колокольчик». «Репка» была сделана из трехслойного — молочного, бесцветного и ярко-красного — стекла и украшена двумя круговыми фризами; жизнерадостность расцветки и забавная форма «горшочком» напоминали о традициях русского народного прикладного искусства.

Мухина В.И.Ваза для цветов "Репка". 1940-1941
 "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Ваза для цветов "Репка". 1940-1941 "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

«Колокольчик» Вера Игнатьевна сделала прозрачным: выдувная чаша на бесцветной ножке казалась налитой светом и парящей в воздухе. «Этот предмет, может быть, и не напоминал цветка, но в его форме чувствовалось дыхание природы»,свидетельствует специалист по художественному стеклоделию Рожанковский. В марте 1941 года Качалов в журнале «Архитектура Ленинграда» с удовлетворением писал о достижениях художников в этой новой для них области.

Мухина В.И.Ваза "Колокольчик".1940-1941.
"Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.
Мухина В.И.Ваза "Колокольчик".1940-1941. "Государственный Русский музей". ГоскаталогРФ.

Война прервала начатую работу. Успенский умер в блокадном Ленинграде. Тырса и Вертузаев успели эвакуироваться, но ни один из них не дожил до победы. Но Мухина и Качалов были настойчивы. В 1947 году они выдвинули предложение не просто возобновить работу экспериментального цеха, но передать его в ведение Министерства стройматериалов.

«Зачем стройматериалы?» — «Потому что мы ставим задачей не только бытовое стекло, но и архитектурное». — «Можно это разделить между двумя базами?» — «Нет. Нельзя. Идея колонны или капители может родиться тут же, у горна, при работе над вазой или графином».

В 1948 году в Ленинграде был открыт Завод художественного стекла и сортовой посуды, на нем опять работали Качалов и Энтелис; главным художником был назначен архитектор Н. Г. Эйсмонт, Успенского и Тырсу заменили Б.А. Смирнов и Э. М. Криммер, Вертузаева — его племянник и ученик Борис Еремин. Мухина по состоянию здоровья уже не могла регулярно руководить работой завода, но связей с ним не порывала."

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях.