Найти в Дзене
Sunny Blues

«QUEEN». Десять эпизодов записи второго альбома группы

Оглавление

1974-й. Будущие легенды британского рока QUEEN отправились в студию записывать свой второй альбом

Queen II
Queen II

Они ещё не были уверены, что их музыкальная затея срастется. Группе только предстояло добиться успеха, а пока что участники были увлечены своими академическими занятиями. Они не стали пытаться овладеть формулой поп-музыки, а сделали ставку на свои уникальные музыкальные интересы. Пластинка Queen II была именно такой - увлекательная игра в жанре фэнтези с очень тщательно продуманной аранжировкой и текстами. Альбом вышел в марте 1974 года и стал поворотным моментом для группы, заложив основы их будущего фирменного звучания.

1.

QUEEN
QUEEN

Тематически альбом был разделен на две стороны: белую и черную, взамен классического варианта А и В. И в середине каждой из сторон, соответствующая эпическая композиция: White Queen (As It Began),

и The March of the Black Queen.

2.

Брайан Мэй
Брайан Мэй

Some Day, One Day - первая песня QUEEN, в которой Мэй исполняет основной вокал. Он также играет в этой песне на акустической и электрогитаре, и последнее соло записано наложением трёх гитар. Сложная гитарная аранжировка - одна из любимых фирменных тем Мэя, чаще несколько гитар просто складываются в аккорды, но в данном случае все три играют абсолютно разные партии.

3.

Меркьюри и Мэй
Меркьюри и Мэй

Фотограф Мик Рок был привлечен специально для работы над обложкой альбома. По его словам, группа хотела «получить его фирменную декадентскую гламурность», присущую предыдущим работам художника с такими людьми, как Дэвид Боуи, Игги Поп и Лу Рид.

Дэвид Боуи, Работа Мика Рока.
Дэвид Боуи, Работа Мика Рока.
Тим Карри. Работа Мика Рока
Тим Карри. Работа Мика Рока
Питер Гэбриэл. Работа Мика Рока
Питер Гэбриэл. Работа Мика Рока

Мик Рок отметил, что QUEEN хотели привлечь внимание людей обложкой, чего им не удалось сделать с первым альбомом: «Они решили, что если вы сможете привлечь внимание людей, вы сможете заинтересовать их и музыкой».

Мик получил от группы заказ на черно-белую обложку.

Чёрно-белая работа Мика.
Чёрно-белая работа Мика.

Музыкальный телеканал VH1 охарактеризовал обложку так: «QUEEN, стоящие в ромбовидном строю, с откинутыми назад головами, подобно статуям острова Пасхи».

Этот ставший знаменитым образ QUEEN был вдохновлен фотографией Марлен Дитрих из фильма 1932 года «Шанхайский экспресс».

Марлен Дитрих
Марлен Дитрих

«Конечно же, никто и никогда не смог бы быть более «гламурным», чем божественная мисс Дитрих», - заметил Мик Рок: «При обсуждении обложки было мнение, что копирование идеи с Дитрих может быть слишком претенциозным».

Мику удалось убедить группу в обратном. «Да, они выглядели гораздо более важными персонами, чем реально были на тот момент, но зато это было настоящим отражением их музыки». Мик Рок добавил, что Меркьюри очень любил цитировать Оскара Уайльда: «Порой то, что сегодня считается претенциозным, завтра воспринимают как новейшее достижение. Важно принять это во внимание».

Фотограф добавил: «Для Фредди слово претенциозный не имело смысла. «Разве оно такое уж потрясающее?» - вот то, что имело для него значение. Вообще, это были времена андрогинности, и Фредди был готов куда угодно зайти в этом». Он тогда сказал: «Это в общем-то не имеет никакого особого значения, но мы все были очарованы гардеробом, который мы использовали в то время».

Этот образ будет воплощен в жизнь для музыкального клипа Bohemian Rhapsody.

Развивая черно-белую тему, Мик Рок сделал ещё одно изображение группы, одетой в белое на белом фоне. Его разместили на развороте альбома, в рекламе и на обложке сингла
Seven Seas of Rhye.

Seven Seas of Rhye
Seven Seas of Rhye

4.

QUEEN
QUEEN

The Loser in the End - единственная песня альбома, написанная Роджером Тейлором и с его основным вокалом. Песня об отношениях матерей и детей.

«У мамы проблема, ее маленький сын сегодня ушел из дома».

5.

QUEEN
QUEEN

Seven Seas of Rhy по большей части написана Фредди Меркьюри, с небольшим вкладом Брайана Мэя. Группа включила короткую инструментальную версию песни в свой дебютный альбом.

Позже, когда Меркьюри написал текст, песню развернули с одной минуты до почти трех.

Эта окончательная версия вошла в альбом Queen II и стала третьим синглом группы (первые два - Кеер Yourself Alive и Liar).

В феврале 1974-го QUEEN исполнили её на Би-би-си в Top of the Pops, после чего Seven Seas of Rhye стал первым хитом группы, дойдя до 10-го места в британском чарте синглов.

На невероятно успешном сборнике Greatest Hits это самая «ранняя» песня QUEEN, если не считать некоторых версий релиза, в которые был включен их первый сингл Keep Yourself Alive. Текст Seven Seas of Rhye вдохновлен детскими фантазиями Фредди Меркьюри и его сестры Кашимары Булсара.

6.

Джон Дикон и Фредди Меркьюри
Джон Дикон и Фредди Меркьюри

Посетив в Лондоне Tate Gallery, Меркьюри был вдохновлен картиной The Fairy Feller's Master-Stroke.

Текст песни The Fairy Feller’s Master-Stroke, сочиненной Фредди, полностью фантазийный, и напрямую отсылает к персонажам картины, подробно описанным в сопутствующем стихотворении Дадда. Среди персонажей: королева Маб, Возчик Уилл, Оборванец, Дровосек и многие другие. В некоторых изданиях обложка альбома раскладывалась в виде репродукции картины.

Сознательно усложняя аранжировку студийной записи, Меркьюри сыграл не только на фортепиано, но и на клавесине. Барабанщик группы Роджер Тейлор назвал эту песню «крупнейшим стереоэкспериментом QUEEN», имея в виду сложное панорамирование в миксе.

Вживую песня исполнялась всего несколько раз - во время тура Queen II, и официальной концертной записи песни не было до 2014 года, когда наконец был выпущен Live at the Rainbow '74.

7.

Роджер Тейлор
Роджер Тейлор

The March Of The Black Queen - одна из самых длинных и сложных песен во всей истории QUEEN, сочиненная Фредди Меркьюри. Ключевая композиция стороны «Black» альбома c неповторима со своими сменами темпа и сложными гармониями. Можно найти некоторое её сходство с My Fairy King - старой композицией Фредди, включенной в первый альбом группы и с более поздней песней QUEEN Bohemian Rhapsody.

The March Of The Black Queen - еще один пример большой любви Фредди к фантазийным текстам, рассказыванию историй, тщательно продуманных сказок со скрытым смыслом, известным только ему самому. Эту песню многие считают одной из лучших у QUEEN, и в процессе её записи музыканты группы изучили и использовали множество различных студийных техник, которые найдут применение их в будущих пластинках.

В 1974 году Фредди сказал, что начал писать The March Of The Black Queen еще до появления группы QUEEN: «На создание этой песни у меня ушло много времени. Мне хотелось вложить в неё все, максимально потворствуя своим музыкальным желаниям». Песню записали через месяц после выхода дебютного альбома QUEEN. Сессии прошли в августе 1973 года в лондонской студии Trident Studios. Вот что сказал басист группы Джон Дикон: «Мы потратили много времени, репетируя этот трек. И это было совсем не просто, уверяю вас!»

Итак, запись песни оказалась нелёгкой задачей. В интервью Би-би-си 1977 года участники QUEEN пояснили, что могли даже лишиться записанного результата из-за изношенности ленты. Роджер Тейлор вспомнил, что «пленка стала прозрачной». Фредди добавил, что «это были времена шестнадцати трековых студий, и мы сделали очень много наложений на эти шестнадцать треков, их становилось всё больше и больше. Лента стала прозрачной, она просто начала сыпаться». Роджер поддержал Фредди, сказав, что «мы делали перезаписывания множество раз, лента непрерывно скреблась об головку рекордера, и оксид постепенно вытерся».

Брайан Мэй считал The March Of The Black Queen предшественником Bohemian Rhapsody: «В ней много текстурированных моментов со сложными вокальными гармониями, гитарными гармониями и тому подобным. Во многом это предшественница Bohemian Rhapsody».

В другом интервью Брайан добавил: «Вы должны иметь в виду, что мы уже ранее записывали My Fairy King для нашего первого альбома, и записывая The March of the Black Queen для второго альбома мы уже хорошо гармонировали с идеями Фредди. Эти экскурсии в необычные места нам очень понравились».

QUEEN решили, что вживую исполнять песню целиком cлишком сложно, поэтому играли на концертах лишь отрывок из неё - после Killer Queen как попурри. В таком виде она исполнялась на каждом концерте тура Sheer Heart Attack Tour с октября 1974 года до выступления в Гайд-парке в сентябре 1976 года.

Позже Фредди иногда пел на концертах фрагменты из песни под фортепиано. Так было в 1978 году на концерте в Провиденсе в рамках тура Jazz, когда March of the Black Queen затем переросла в Bohemian Rhapsody.

Также её можно было услышать на сцене в 1984 и 1985 годах во время The Works Tour, когда мелодию March of the Black Queen переплели с фрагментом из My Fairy King.

Интересный факт - на протяжении многих лет существовала версия, что QUEEN записали The March Of The Black Queen в апреле 1974 года в рамках своей четвертой сессии для Би-би-си. Однако в 2016-м был издан альбом On Air, в который, как указано, вошли все треки, записанные на Би-би-си, и The March Of The Black Queen среди них нет.

Так что, видимо, можно её расценивать как одну из самых недооцененных песен QUEEN, которая никогда не была выпущена как сингл, но безусловно заслуживает признания, как одна из лучших и самых впечатляющих песен группы.

7.

QUEEN
QUEEN

21 февраля 1974 года состоялось первое появление группы на телевидении. Дэвид Боуи отменил свое выступление на Top Of The Pops Би-би-си, и QUEEN исполнили Seven Seas of Rhye.

8.

Рой Томас Бейкер
Рой Томас Бейкер

Продюсер Рой Томас Бейкер сыграл на кастаньетах в песне The Fairy Feller’s Master-Strokе.

10.

QUEEN
QUEEN

Запись пластинки началась 5 августа 1973 года. Работа шла в лондонских студиях Trident Studios и Langham 1 Studios с сопродюсерами Роем Томасом Бейкером и Робином Джеффри Кейблом и инженером Майком Стоуном. Процесс завершился 20 февраля 1974 года, и 5 марта LP увидел свет.

Читать также: