В Государственную Думу РФ группой депутатов внесён законопроект № 467563-8 «О внесении изменений в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Проектом предлагается установить, что совершение уголовного преступления в отношении граждан пенсионного возраста старше шестидесяти лет является обстоятельством, отягчающим наказание.
В обоснование авторы проекта указывают, что последние годы участились преступления, совершаемые в отношении лиц, достигших пенсионного возраста, особенно в сфере мошенничества. По данным МВД РФ, в 2021 г. 17% киберпреступлений было совершено в отношении пенсионеров. По статье мошенничество 20% потерпевших – это люди старше 60 лет.
По данным ФПП мошеннические преступления в отношении лиц пожилого возраста впервые показали 30 процентный рост в 2015 году и с того момента не прекращалась тенденция по ежегодному увеличению таких преступлений.
Подробнее читайте в наших аналитических докладах, посвященных теме защиты прав потерпевших от преступлений.
Почему мы говорим о неудачной попытке?
Аналогичный законопроект уже рассматривался Государственной Думой (законопроект № 958905-7 (В архиве) «О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части расширения перечня обстоятельств, отягчающих наказание) и был отклонён в связи с отрицательными отзывами на проект от Правительства РФ и Верховного Суда РФ, которые указали, что совершение преступления в отношении беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного, уже признается обстоятельством, отягчающим наказание (п. «з» ч. 1 ст. 63 УК РФ), что позволяет индивидуализировать наказание за совершение преступлений. Также, п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 27.11.1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» определено, что к лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные, престарелые, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
Само по себе достижение пенсионного возраста не может однозначно свидетельствовать об особо уязвимом состоянии потерпевшего и неспособности в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное противодействие преступному посягательству.
Также в отзывах было указано, что в настоящее время законодательно предусмотрены различные подходы к определению возраста, по достижении которого лица получают право на пенсионное обеспечение, а установление повышенных мер ответственности за совершение преступления, исходя только из рассматриваемого формального обстоятельства, повлечет нарушение основополагающего принципа справедливости (ст. 6 УК РФ). Также был сделан вывод о том, что достижение потерпевшим пенсионного возраста не во всех случаях может осознаваться лицом, виновным в совершении преступления.
Более того, внесённый сейчас проект заранее обречён на отклонение по причине поступивших отрицательных отзывов от Правительства РФ и Верховного Суда РФ, повторивших свои прошлые выводы. «Предложенное автором законопроекта отягчающее обстоятельство «в отношении граждан старше шестидесяти лет» констатирует лишь факт достижения потерпевшим определенного возраста и прямо не свидетельствует о его особой уязвимости или незащищенности, вследствие которых посягательство на такого потерпевшего должно влечь назначение более строгого наказания.».
Авторы предприняли попытку отличного от прошлого проекта обоснования и указали, что «несмотря на то, что само по себе достижение пенсионного возраста не может однозначно свидетельствовать об особо уязвимом состоянии потерпевшего и неспособности в силу физического или психического состояния защитить себя, на практике граждане пенсионного возрасте чаще всего являются наиболее незащищенной и уязвимой социальной группой в связи с повышенной доверчивостью пожилых людей, их одиночеством».
По оценкам экспертов, в 2019 г. доля одиноких в общем числе российских пенсионеров составляла 22,8%, среди граждан старше 65 лет – 29%, а недостаток общения и слабая информированность по вопросу использования современных технологий повышают риск стать жертвой преступлений.
Всецело разделяя желание авторов законопроекта минимизировать количество фактов мошенничества в отношении людей пожилого возраста, также согласиться с данной инициативой не можем.
Авторы допускают одну и туже ошибку, вводя общее для всех преступлений отягчающее обстоятельство. По нашему мнению, необходимо проработать вопрос о возможности установления квалифицирующих признаков (достижение пенсионного возраста и т.п.) для отдельных преступлений, например дополнить ст. 159 УК РФ соответствующим квалифицирующим признаком, что станет основанием назначения более строгого наказания и позволит повысить уголовно-правовую защиту пожилых лиц. Ведь в процессе расследования уголовного дела вполне возможно будет установить, например, обстоятельство о том, какой информацией пользовался мошенник и было ли ему достоверно известно о возрасте своей жертвы. Но мы понимаем, что квалификация преступления по этому признаку всецело будет зависеть от качества проводимого следствия, т.е. от правоприменительной практики.
Также отметим, что на сегодняшний день, осознавая катастрофические масштабы проблемы мошенничества, государство активно предпринимает попытки защиты граждан от мошенничества. Усиливаются меры защиты персональных данных, меняются механизмы получения информации из ЕГРН, совершенствуются механизмы взаимодействия правоохранительных органов с кредитными организациями (банками и т.п.) для оперативного обмена информацией, способствующей скорейшему расследованию уголовных дел (по горячим следам), государство обязывает кредитные организации предпринимать шаги по защите своих клиентов от мошенников и в случае неисполнения требований по защите заставляет банки возмещать потерпевшим причиненный ущерб.
В целом необходимо больше внимания уделять вопросам именно профилактики и донесения нужной образовательной информации до конечного ее получателя. Необходимо больше освещать в средствах массовой информации основы финансовой грамотности, меры безопасности при совершении операций с банковскими картами и правила поведения с лицами, представляющимися работниками различных социальных служб, нужно больше социальной тематической рекламы на ТВ, радио и интернет и печатных СМИ.
Иван Климович, координатор по работе с органами государственной власти Фонда поддержки пострадавших от преступлений