Найти тему
STORYman

Свиньи с клетками человеческого мозга и биологическими чипами

Недавно в этом месяце ученые из Института биомедицины и здравоохранения Гуанчжоу объявили, что им удалось успешно вырастить “очеловеченные” почки внутри эмбрионов свиней. Ученые генетически изменили эмбрионы, чтобы лишить их способности выращивать почку, а затем ввели им стволовые клетки человека. Затем эмбрионы были имплантированы свиноматке и оставлены для развития на срок до 28 дней. Полученные эмбрионы состояли в основном из клеток свиньи (хотя некоторые человеческие клетки были обнаружены по всему их телу, в том числе в головном мозге). Однако эмбриональные почки были в основном человеческими. Этот прорыв предполагает, что вскоре, возможно, станет возможным генерировать человеческие органы внутри получеловеческих “химерных” животных. Таких животных можно было бы использовать для медицинских исследований или для выращивания органов для трансплантации, что могло бы спасти много человеческих жизней. Но это исследование сопряжено с этическими трудностями. Возможно, нам захочется сделать с этими существами то, чего мы никогда бы не сделали с человеком, например, убить их ради частей тела. Проблема в том, что эти химерные свиньи не просто свиньи – они также частично люди. Если бы химера человек–свинья была выведена на свет, должны ли мы относиться к ней как к свинье, как к человеку или как к чему-то совершенно другому? Возможно, этот вопрос кажется слишком простым. Но как насчет идеи создания обезьян с очеловеченным мозгом?

Химеры - лишь одна из многих проблем

Другие области науки о стволовых клетках поднимают столь же сложные вопросы. В июне ученые создали “синтетические эмбрионы” – выращенные в лаборатории модели эмбрионов, которые очень напоминают нормальные человеческие эмбрионы. Несмотря на сходство, они выходили за рамки юридических определений человеческого эмбриона в Соединенном Королевстве (где проводилось исследование). Подобно химерам человека и свиньи, синтетические эмбрионы делятся на две различные категории: в данном случае модель стволовых клеток и человеческий эмбрион. Не очевидно, как к ним следует относиться. В последнее десятилетие мы также стали свидетелями разработки все более сложных органоидов головного мозга человека (или “мини-мозгов, выращенных в лаборатории”). В отличие от синтетических эмбрионов, церебральные органоиды не имитируют развитие человека в целом. Но они действительно имитируют развитие той части, которая хранит наши воспоминания, обдумывает наши мысли и делает возможным сознательный опыт. Большинство ученых считают, что современные “мини-мозги” не обладают сознанием, но эта область быстро развивается. Нет ничего надуманного в том, что мозговой органоид однажды “проснется”. Еще больше усложняют картину объекты, которые объединяют человеческие нейроны с технологией, подобной DishBrain, биологическому компьютерному чипу, изготовленному Cortical Labs в Мельбурне. Как мы должны относиться к этим мозгам ? Как любая другая культура тканей человека или как человеческая личность? Или, может быть, что-то среднее, например, исследовательское животное?

Новая моральная основа

Может возникнуть соблазн подумать, что мы должны решить эти вопросы, распределив эти сущности по той или иной категории: человек или животное, эмбрион или модель, человеческая личность или просто человеческая ткань. Такой подход был бы ошибкой. Путаница, вызванная химерами, моделями эмбрионов и мозгом, показывает, что эти основополагающие категории больше не имеют смысла. Мы создаем сущности, которые не являются ни тем, ни другим. Мы не можем решить проблему, притворяясь, что это не так. Нам также понадобились бы веские причины, чтобы классифицировать объект тем или иным способом. Должны ли мы подсчитать долю человеческих клеток, чтобы определить, считается ли химера животным или человеком? Или должно ли иметь значение, где расположены ячейки? Что важнее, мозг или ягодицы? И как мы можем с этим разобраться?

Моральный статус

Философы сказали бы, что это вопросы о “моральном статусе”, и они потратили десятилетия на размышления о том, перед какими существами у нас есть моральные обязанности и насколько сильны эти обязанности. Их работа может помочь нам здесь. Например, философы-утилитаристы рассматривают моральный статус как вопрос о том, есть ли у существа какие-либо интересы (в этом случае оно имеет моральный статус) и насколько сильны эти интересы (более сильные интересы имеют большее значение, чем более слабые). С этой точки зрения, до тех пор, пока модель эмбриона или органоид мозга лишены сознания, у них не будет морального статуса. Но если это развивает интересы, мы должны принимать их во внимание. Точно так же, если химерное животное развивает новые когнитивные способности, нам нужно пересмотреть наше отношение к нему. Если неврологическая химера начинает заботиться о своей жизни так же сильно, как это делает обычный человек, тогда мы должны колебаться убивать ее точно так же, как мы бы колебались убивать человека. Это только начало более масштабной дискуссии. Существуют и другие представления о моральном статусе и другие способы их применения к сущностям, которые создают ученые из стволовых клеток. Но размышления о моральном статусе направляют нас на правильный путь. Это фиксирует наше внимание на том, что является этически значимым, и может начать разговор, в котором мы остро нуждаемся.

Наука
7 млн интересуются