Я обожаю автомобильные путешествия. Летом, перед моим поступлением в первый класс, случился первый мой длинный вояж на машине: из Елабуги в Джубгу на ВАЗ 2106.
Мало что запомнилось из этого путешествия, помню только что очень ждал, когда же наконец я увижу море в окне. После подобные путешествия случались со мной не раз, сначала в качестве пассажира, потом я поехал за рулем сам. Первый раз в 2013-м году за рулем Опель Мерива. Путь лежал до Крыма тогда еще украинского.
Если считать сегодня, то я совершил несколько десятков автомобильных путешествий, как коротких, так и длинных: до Кавказа, российского побережья Черного моря и Грузии. Я даже съездил из Казани в Мурманск зимой совершенно один - мне понравилось.
Поездки в Турцию у меня еще не было. Одно это заставило меня запланировать путешествие на своем автомобиле, тем более что ехать предстояло на Ауди А6 идеально подходящем для дальних путешествий. Был лишь один нюанс: пробег в 230 000 км на момент старта, но в машине я был уверен и предстоящие 10000 км должны были пройти спокойно - за машиной я следил.
Про Маршрут
Когда я готовился к поездке не было хороших статей с обзором дорог и предпочтительными маршрутами, пришлось во много полагаться на свой прошлый опыт и отдельные обрывки информации. Но хорошо, что я съездил за вас и теперь могу рассказать вам как сделать лучше.
По России
Дорога до Грузии нового ничего вам не откроет. Однако те, кто из Волгограда едет в Пятигорск знают участок дороги сразу после Элисты, который очень сильно неровный с поперечными волнами и ямами, сейчас там идет ремонт дороги и он вообще гравийный. Настоятельно рекомендую не ехать оттуда.
Я выбрал дорогу через Дивное, и она оказалась почти идеально ровной, по которой можно ехать 110 км/ч и не переживать. Местами встречаются неровности, но это некритично.
Попадались ремонты полотна в Волгоградской области между Саратовом и Волгоградом, в остальном очень хорошие дороги по России, что меня приятно удивило. Вообще ровные дороги - это минус десять к утомляемости: когда не надо напрягаться, проехать получается гораздо больше и состояние в конце дня приемлемое.
Перед Грузией решили переночевать в Магасе, в одноименном отеле, потому что уже останавливались там до этого. Доехали за два дня с промежуточной ночевкой в Волгограде. К слову, отель сильно испортился после последнего нашего визита, но это все равно лучше, чем то, что предлагали во Владикавказе.
По Грузии
Заправили полный бак во Владикавказе и рванули к Верхнему Ларсу. Границу с Грузией прошли без проблем за пол часа, какие документы для этого нужно можете прочитать в этой статье:
Ночевать мы планировали уже в Турции в городе Ризе, успев пролететь Грузию за день.
До Тбилиси из России есть безальтернативный маршрут по военно-грузинской дороге, далее до Батуми два варианта: через Боржоми и Кутаиси, во втором случае дорога частично проходит через двухполосное шоссе, поэтому мы выбрали его. Если хотите больше серпантинов — вам дорога через Боржоми. Но не обольщайтесь, высокоскоростной трассой покрыто максимум процентов 50 дороги через Кутаиси, вся остальная часть маршрута еще только строится, поэтому вам периодически всё равно придется съезжать на узенькие серпантины с неровной дорогой.
Нам не очень понравилось в Грузии, в основном из-за людей. К русскоязычным людям сейчас в стране относятся прямо скажем не очень. В одном из кафе нас обманули взяв за два стакана пакетированного чая 800 рублей. В другом кафе в Тбилиси женщина очень грубо отвечала нам на русском, а заказ нам принесли только после того, как я напомнил о нем еще раз.
Совет такой: если не хотите как и мы нарваться на неприязнь — разговаривайте на английском. На обратной дороге мы уже делали так, и все было более менее норм. В Грузии мы не пользовались заправками, потому что одного бака хватило на то, чтобы доехать до Турции.
Интернетом пользовался по опции "Забугорище" от МТС. Дают всего 500мб трафика в день, но мне для проезда через страну больше и не надо было.
Вечером мы уже были возле пограничного перехода Сарпи на берегу Черного моря.
Что случилось с нами на границе с Турцией я уже описал
Главный совет, проверяйте срок вашего паспорта с точностью до дня. К полуночи мы доехали до нашего отеля в Ризе. Если бы не казус на границе, то мы бы сделали это на час раньше.
По Турции
Турция — это, если честно, второй дом. Насколько нас не любили в Грузии, настолько нас приветствовали в стране гранатов и хороших дорог. В первый день мы решили остановиться в Гёреме и с утра посмотреть на полет воздушных шаров в Каппадокии. Был вариант проехать через Анкару и остановиться там, но решили, что шары будут предпочтительнее.
Без проблем доехали до места ночевки, проехали в том числе по очень длинному тоннелю (больше 10км), съехали на пару серпантинов, проехались по турецким долинам, где была одиночная дорога, но мало машин.
Кто ездил по Турции знает, а кто не был рассказываю: в этой стране идеальные дороги. Большинство дорог между городами двухполосные с разделительной полосой, встречаются одиночные отрезки, но очень редко. Ям на дорогах нет, бывает старое покрытие, по которому ехать достаточно шумно, но оно все равно без ям и можно держать высокую среднюю скорость.
С рассветом посмотрели как взлетают воздушные шары. Спойлер — очень красиво. С ночи мы не видели куда приехали, но на утро, когда уезжали посмотрели на национальный парк с высоты: невероятные виды на город.
Нам оставался финальный маршрут пятого дня — дорога до Бодрума.
И тут я должен сказать, что мы очень устали. Четыре дня дороги вымотали меня и девушку нереально, хотелось быстрее доехать. Казалось, что мы в бесконечном дне сурка, когда ты спишь, просыпаешься и едешь дальше. Под конец нас не радовали даже пейзажи за окном. Это, наверное, самый главный минус автомобильного путешествия, особенного долгого — усталость.
Если бы мы останавливались в городах на день-два и потом ехали дальше было бы легче, но это совсем другой вид отдыха, мы же хотели большее количество времени провести на море.
Дорога до Бодрума несложная, быстрая, с ровными дорогами, к позднему вечеру мы были на месте и разместились в доме, который сняли на Airbnb. Оплата только зарубежной картой, вы помните.
Гостиницы по пути мы заказывали на Островке, там можно оплатить русской картой, но те гостиницы, которые были нужны нам почему-то требовали зарубежную.
Что в итоге?
Мы потратили 5 дней на дорогу из Казани в Бодрум. Ночевали в Волгограде, Магасе, Ризе и Гёреме. Всего мы проехали 4100 км до точки назначения. Нас сильно тяготила мысль, что нам еще ехать обратно, настолько сильно мы устали. После мы уже немного отдохнули, но все равно дальше 50 км от Бодрума никуда не выезжали.
По поводу полицейских: в Грузии за мной погнались на патрульной машине и проверили на алкоголь, после чего отпустили. В Турции тормозили только на постах проверки, но после того как я показывал российский паспорт сразу же отпускали. Поначалу рефлекторно сбрасывал скорость, когда видел полицию, но потом понял, что им вообще нет до меня дела. Это непривычное, но приятное чувство.
Стамбул и обратная дорога. Стикер HGS.
Перед тем как поехать домой, мы поехали в Стамбул, чтобы походить по магазинам и купить то, что не продается в России, остановились на три ночи. От Бодрума до Стамбула предстояло ехать по платным трассам (так быстрее, но можно и по бесплатным), поэтому я решил озаботиться приобретением стикера HGS. Он нужен чтобы проезжать через барьеры оплаты дорог не останавливаясь.
Брал в почтовом отделении Бодрума, которые обозначены как PTT. Я зашел в то, которое рядом с мечетью и мариной. На всё ушло минут 15: я пришел, заполнил заявление, обратился в окошко, специалист сверил мои данные, спросил сколько я хочу положить денег на счет и вручил мне наклейку.
Ее нужно наклеить на лобовое стекло. Я положил на счет около 300 лир, их не хватило, чтобы доехать до Стамбула, оставшуюся часть дороги я оплачивал на барьерах оплаты картой, можно было это делать и наличкой. Я бы рекомендовал при любом удобном случае выбирать платную дорогу, потому что там 4 полосы в одну и 4 в другую сторону, идеальная поверхность дороги и ограничение в 140 км/ч, по факту я ехал 170, потому что не видел камер и мне не пришли штрафы.
В Стамбуле, если вы на машине, лучше выбирать районы подальше от центра. Там слишком узко и почти никогда нет парковок. Я был в Шишли, и ко всему этому еще и добавилась холмистая местность. Для длинного седана с низкой подвеской — так себе удовольствие.
Из Стамбула я решил доехать за три дня до Казани, потому что растягивать на четыре уж очень не хотелось.
В первый день я проехал 1350 км и остановился в Батуми. Отель забронировал также на Островке, оплата прошла российской картой. Выезжал рано в 6 утра и приехал часам к 11 вечера с учетом того, что я проходил границу.
Второй день планировал доехать до Элисты. Сильно потерял время на границе - примерно два часа. На российском пункте были пробки и очередь. В Элисту приехал примерно в два ночи. По расстоянию чуть больше 1000 км.
На третий день мне предстояло проехать 1370 км. Я выехал поздно - в 8 часов утра, потому что мне нужно было выспаться. Дорога была не такая простая, много участков с встречным движением, поэтому в Казани я был только в 4 утра.
Обратная дорога забрала еще больше сил.
Выводы
Поеду ли я еще в Турцию на машине? В таком формате точно нет. Одному очень тяжело это вывозить, особенно когда нет передышек в 1-2 дня между дорогой. Нам можно было остановиться, например, в Тбилиси или Пятигорске, чтобы перевести дух, набраться сил и ехать дальше. Так, я думаю, путешествие отобрало бы меньше сил, но заняло бы больше времени, в этот раз мы были ограничены в нем.
Почему я поехал на машине? Потому что хотел попробовать. Я уже говорил, я очень люблю автомобильные путешествия, но это было неправильно спланировано.
Есть еще один момент, это напряжение за автомобиль. Когда находишься на расстоянии 4000 км от дома, любая поломка — это экстремальная ситуация. Объяснять в Турции, что нужно заменить коробку передач или починить ее — занятие неблагодарное, и непонятно с каким уровнем качества ремонта придется столкнуться. Неизвестно к тому же есть ли вообще необходимые специалисты в мелких курортных городах. Короче, была постоянная тревожность за то, что с машиной может что-то случиться. Возможно это потому что у меня не самая новая машина, но тем не менее берите это в расчет.
Слава Богу у меня ничего не случилось с машиной, кроме того, что треснул колесный диск, я доехал на подкачке и заварил его только в Казани. Но у вас может случиться с машиной всё что угодно, поэтому эту возможность тоже нужно иметь в голове и понимать, как на иностранном языке вы будете объяснять все тонкости ремонта, которые вам нужны.
Я написал в заголовке статьи: "Никогда такое не повторяйте". Это правда, лучше ехать в несколько водителей, останавливаться на пару дней в городах и трезво оценивать свои силы. Еще лучше ехать на новой машине, в которой вы уверены. Но если бы мне сказали, в начале этого пути, что ехать не нужно, я бы все равно поехал и не пожалел :)