Образование единого Русского государства пришлось на княжение Ивана III (1462-1505). Несмотря на успехи в деле собирания земель, сохранили свою независимость Новгородская феодальная республика и Тверское княжество, Москва продолжала платить дань Орде. Напряженными были отношения и на западных рубежах русских земель. В 1458 г. единая русская митрополия разделилась на две половины с центрами в Москве и Киеве (последняя подчинялась литовскому князю). Этот шаг должен был окончательно оторвать литовскую Русь от Руси московской, а при благоприятном случае создать возможность для перемещения церковного центра в Киев. Активизировал натиск на земли Пскова Ливонский орден. Наконец, в самом Московском княжестве сохранялась удельная система. Как и его предшественники, Василий II разделил княжество на ряд уделов между своими детьми. Правда, во владение Ивана III переходит большая часть земель, но его братья получили 11 городов с уездами. Каждый из них был не просто вотчинником, но и политической властью: мог судить, собирать налоги, формировать ополчение и т.д. Ликвидация остатков феодального сепаратизма пришлась на правление Ивана III и его сына Василия III (1505-1533).
Первый удар был нанесен по Новгороду. Более быстрое, чем в других землях, развитие товарно-денежных отношений вело к имущественной дифференциации внутри республики. Связанный с интересами транзитной торговли, Новгород предпочитал лавировать между соперниками, претендовавшими на роль объединителя земель. С усилением Москвы такая политика стала невозможна. В 1471 г. большое, но разношерстное новгородское войско было разбито на р. Шелони, а в 1478 г. Новгородская республика была окончательно ликвидирована. Символ Новгородской независимости - вечевой колокол - был снят и увезен в Москву. Земли новгородских бояр и архиепископа были конфискованы, а бояре переселены под Москву и, получив поместье, превратились в простых служилых людей Ивана III. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества, а в 1510 г. окончательно присоединен Псков. Так сформировалось территориальное ядро Великороссии.
Иван III вел борьбу и с удельной системой. Вопреки обычаю, он не выделил своим братьям уделов во вновь присоединенной Новгородской земле.
Процессы, связанные с политическим объединением, ускоряли и обретение независимости. В течение нескольких лет Москва не платила дани ханам. Властитель одного из осколков Золотой Орды, переживавшей процесс распада, Ахмед-хан попытался силой заставить московского князя подчиниться своей власти. Его союзником стала Литва. Основные события произошли на берегах р. Угры, разделяющей Русь и Великое княжество Литовское. Не дождавшись помощи своего литовского союзника, Ахмед не решился форсировать реку и между 8 и 11 ноября 1480 г. отступил, а сам был вскоре убит своим соперником. Ордынской зависимости пришел конец.
Главное событие заключалось не в отказе от платежа дани (по некоторым известиям «поминки» ханам платили до начала XVI в.), а в утверждении суверенитета Ивана III. Суверенитет был закреплен в титуле Ивана III. В сношениях с Ливонским орденом он именуется так, как прежде именовался хан, то есть царем. Василий III прибавил к титулу отца «самодержец», то есть владеющий властью самостоятельно, а не с чьего-либо позволения. Наконец внук Ивана III Иван IV Грозный в 1547 г. короновался Мономаховым венцом как государь Всея Руси. Иван III и последующие государи рассматривали себя как прямых потомков киевских князей, чье наследие - «отчину» - они обязаны вернуть.
С национальной идеей тесно связывалась идея религиозная. Возвышение Московского царства почти совпало с падением под ударами турок-османов Византии (1453 г.). Политические притязания Москвы на византийское наследие были закреплены браком Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Гербом Московского государства стал византийский двуглавый Орел. В официальной символике утвердилась идея о Москве как преемнице Византии, «третьем Риме». Москва брала на себя роль защитницы православной веры.
"Москва - Третий Рим" - религиозно-политическая теория XV - XVI вв., представлявшая московских монархов преемниками византийских и римских императоров, а Россию - новым центром вселенского православного мира; факт: теория "Москва - Третий Рим" разрабатывалась в ряде религиозно-политических сочинений, включая письма псковского монаха Филофея.
Все это не могло не породить новых конфликтов с Литвой, но наступательные позиции теперь были за Московским государством. Принятие князем литовским Ягайло крещения по католическому обряду (1385 г.) породило глубокий религиозный конфликте Литовском государстве. Еще в конце 80-х годов XV в. рад русских княжеств в верховьях Оки переходит в подданство Ивана III. Василий III при содействии местного населения овладел Смоленском.
Однако титул самодержца не означал еще, что и внутри страны царь имел неограниченную власть. Он должен был считаться с Боярской думой, церковью, с существованием удельных княжеств.
При формировании органов управления оформляется законодательство. При князе действует постоянный совещательный орган - Боярская Дума.
Боярская Дума - высший совет при князе (при царе) в Русском государстве; факт: - в Боярскую Думу входили представители высшей земельной аристократии; - Боярская дума была ликвидирована Петром I.
К этому времени термин боярин означает, прежде всего, высшее место в придворной иерархии. Боярами становились потомки бывших великих и удельных князей, а старое московское боярство было оттеснено ими на второстепенные позиции. Место боярина в иерархии чинов определяется его родовитостью и давностью службы рода московскому государю. Такой порядок замещения должностей носил название местничества.
Местничество - система распределения служебных мест в Российском государстве в XV-XVII вв. в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками; факт: - местничество было отменено в 1682 г. в правление Фёдора Алексеевича.
Местничество на первых порах было на руку центральной власти, так как постоянная вражда, борьба за привилегированное положение не давала возможности боярству сплотиться в противостоящее власти аристократическое сословие.
Центральный аппарат управления находился в стадии формирования. Еще в удельное время управления отдельными отраслями дворцового хозяйства - «пути» - поручались «путным боярам». «Пути» были зачатком центральных органов власти. На местах управление поручалось наместникам и волостелям. Они назначались великим князем на определенное время без жалованья и «кормились» поборами с местного населения. В их руках были значительные административные, полицейские, военные и судебные функции, размер которых, как правило, ограничивался только обычаем.
Приказы - центральные органы государственного отраслевого и территориального управления и контроля; факт: - приказы начинают формироваться при Василии III и окончательно складывается при Иване Грозном; - приказная система управления просуществовала в Российском государстве до начала XVIII века.
При Иване III был в 1497 г. оформлен первый свод законов - Судебник 1497 г. Судебник весьма значительно ограничивал судебную власть удельных князей, передавая наиболее значительные дела на разрешение великого князя. Судебник также регламентировал право крестьянского перехода от одного владельца к другому, ограничив срок перехода крестьян от одного владельца к другому неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Переход должен был сопровождаться уплатой компенсации землевладельцу - пожилого.
Пожилое - денежный сбор с крестьян при уходе от владельцев в Юрьев день; факт: Юрьев день формально приостановлен в 1580-х гг. введением "заповедных лет", отменён Соборным уложением 1649 г.
В эпоху Ивана III набирает силу процесс формирования дворянства - сословия, которое получало от князя землю при условии несения военной службы. Поскольку земельный фонд в Великорусском центре был в значительной мере истощен, то государство прибегает к раздачам земель - были конфискованы владения бояр и архиепископа, а земли розданы служилым людям. Конфискации церковных земель вызывали недовольство у части церковной иерархии. Игумен Волоцкого монастыря Иосиф Санин (Волоцкий) настаивал на праве монастырей владеть имуществом. Он был сторонником сильной государственной власти, которая, по его убеждению, должна была использовать самые решительные меры для борьбы с подрывавшей авторитет церкви рационалистической ересью «жидовствующих». «Жидовствующие» отрицали догмат о троице, отказывались поклоняться иконам, порицали церковное землевладение. Ересь получила распространение в Новгороде, издавна связанным с Западной Европой и, по-видимому, была отражением тех процессов, которые предшествовали Реформации.
Иосифляне - религиозно-политическое течение в конце XV - начале XVI в., отстаивающее господствующее положение православной церкви в обществе и неприкосновенность владений церкви; факт: иосифляне получили своё название по имени игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого.
Противником Иосифа Волоцкого в церковной среде выступил старец Нил, основавший скит на р. Сорке близ Кирилло-Белозерского монастыря. Духовное совершенство, «умное делание», как считал Нил Сорский, несовместим со стяжанием, владением собственностью. Поэтому сторонников Нила Сорского называли «нестяжателями».
Нестяжатели - религиозно-политическое течение в конце XV - начале XVI в., требовавшее отказа церкви от монастырского землевладения; факт: основным идеологам нестяжателей был старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский.
На церковном соборе 1503-1504 гг. верх одержали сторонники Иосифа Волоцкого (осифляне). Церковь сохранила свои владения, а еретики были сожжены.