Найти тему

Crew-2 возвращается на Землю после 6-месячного пребывания на МКС

Команды NASA и SpaceX завершили безопасное возвращение миссии Crew-2 с Международной Космической Станции (МКС) с четырьмя астронавтами на борту. Корабль Crew Dragon Endeavour отстыковался от МКС в 14:05 вечера по восточному времени (22:05 МСК) в понедельник и упал в Атлантический океан в 22:33 вечера по восточному времени (06:33 МСК).

Миссия Crew-2 началась со старта к МКС на ракете SpaceX Falcon 9, 23 апреля. Экипаж Dragon Endeavour пристыковался к МКС на следующий день. Посадка Endeavour завершила 199-дневную миссию астронавтов экипажа Crew-2 на МКС.

На борту экипажа-2 находятся астронавты NASA Шейн Кимброу и Меган МакАртур, Томас Песке из Европейского космического агентства (ЕКА) и Акихико Хошиде из Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). После прибытия на МКС в апреле астронавты экипажа Crew-2 присоединились к экипажу экспедиции 65 на борту станции.

Капсула C206-2 Crew Dragon компании SpaceX, названная Endeavour, послужила для полета Crew-2 в космос. Кимброу и МакАртур выполняют функции командира и пилота Dragon соответственно, а Томас Песке и Акихико Хошиде летают на борту Endeavour в качестве специалистов миссии.

Корабль Endeavour впервые доставил людей на орбиту в рамках программы NASA "Коммерческий экипаж", когда он запустил астронавтов NASA Дага Херли и Боба Бэнкена в рамках миссии Demo-2 в мае 2020 года. Crew-2 стал вторым полетом Endeavour в космос и на МКС, сделав Crew Dragon первой полностью многоразовой капсулой для экипажа.

Космические корабли Crew Dragon названы по имени первого экипажа, который отправил их на орбиту. Так, Херли и Бенкен назвали Crew Dragon C206 Endeavour в честь космического корабля Space Shuttle Endeavour, на котором оба астронавта совершили свой первый полет в космос.

Первоначально Crew-2 пристыковался к направленному вперед стыковочному порту Международного Стыковочного Адаптера 2 (IDA-2), прикрепленного к модулю Harmony МКС. Однако, чтобы освободить место для запланированного на тот момент полета NASA/Boeing Starliner Orbital Flight Test 2 (OFT-2), экипаж Crew-2 вошел в Endeavour и в июле переместился в зенитный (обращенный вверх) стыковочный порт IDA-3. С момента завершения этого маневра "Endeavour" остается пристыкованным к IDA-3, и именно отсюда он отбыл в понедельник.

Crew-2 Dragon Endevaour (вверху), пристыкованный к IDA-3, с CRS-23 Dragon C208-2 (внизу), пристыкованным к IDA-2 в сентябре 2021 года
Crew-2 Dragon Endevaour (вверху), пристыкованный к IDA-3, с CRS-23 Dragon C208-2 (внизу), пристыкованным к IDA-2 в сентябре 2021 года

Перед расстыковкой Кимброу, МакАртур, Песке и Хошиде вошли в "Endeavour" и закрыли люк корабля Crew Dragon при содействии астронавта NASA и члена экипажа экспедиции 65 Марка Ванде Хея, находящегося на борту космической станции. После закрытия люка Endeavour Ванде Хей закрыл люк IDA-3 и начал процесс разгерметизации тамбура. Тем временем астронавты Crew-2 надели скафандры SpaceX для подготовки к расстыковке.

Кроме того, командами NASA и SpaceX был проведен опрос "за" или "против". После получения разрешения на отстыковку "Endeavour" отстыковался от МКС.

Выполнив несколько запланированных отработанных отклонений, "Endeavour" начал маневр облета для фотографирования внешнего вида Международной космической станции. По завершении облета экипаж "Endeavour" в течение восьми часов находился на орбите. На этапе выхода на орбиту команды NASA и SpaceX внимательно следили за погодными условиями в основном и дополнительном местах падения.

Основное место падения выбирается командами NASA и SpaceX из семи возможных мест в течение нескольких часов до расстыковки. Погодные условия в этом месте являются фактором, определяющим окончательное решение о возможности или невозможности отстыковки, сброса отсека-багажника Dragon и схода с орбиты. Если условия в выбранном месте окажутся неприемлемыми, NASA и SpaceX "отмахнутся" от любого из этих событий, и Endeavour останется на орбите, пока NASA и SpaceX будут устанавливать новую дату возвращения.

Семь возможных мест падения Crew-2.
Семь возможных мест падения Crew-2.

Погодные условия, которые должны быть соблюдены для обеспечения успешного восстановления, были согласованы SpaceX и NASA до начала посадки. Скорость ветра должна быть не более 10,5 узлов (17,7 футов/сек), а вероятность дождя силой 25 дБц или хуже в районе восстановления должна быть менее 25%. Молния в пределах десяти миль от зоны восстановления или вероятность более 25% в зоне восстановления также является ограничением.

Наконец, море не должно быть настолько бурным, чтобы помешать операциям по восстановлению, поэтому будет отслеживаться соотношение между высотой и периодом волн, и если они слишком близки друг к другу, или наклон волны превышает семь градусов, повторный заход не состоится.

Погода на месте посадки влияет не только на работу Dragon, поскольку для поддержки восстановления будут задействованы вертолеты. На них будут наложены свои погодные ограничения, требующие потолка облачности не менее 500 футов, видимости не менее полумили днем и одной мили ночью, а также не более четырех градусов тангажа или крена при взлете с кораблей или посадке на них.

Примерно за час и 20 минут до запланированного падения на землю Endevaour сбросил свой безнапорный грузовой модуль. В багажнике размещаются системы корабля, такие как солнечные батареи, и он также может доставлять на МКС грузы без давления, хотя во время запуска Crew-2 ничего не доставлялось.

Перед тем, как "Endeavour" выполнит спуск с орбиты, NASA и SpaceX провели последний анализ погодных условий в основном месте падения, прежде чем принять решение о проведении спуска. Если условия приемлемы, Endeavour выполняет 15-20-минутный сход с орбиты, снижая орбиту по траектории к месту падения.

После завершения схода с орбиты защитный носовой конус корабля Dragon закрылся, защищая люк, систему стыковки и двигатели "Endeavour" от интенсивных условий входа в атмосферу.

Космический корабль NASA SpaceX Crew-2 возвращается домой: Отстыковка корабля Crew DragonYouTube

Затем "Endeavour" начал входить в атмосферу Земли. Во время входа в атмосферу команды NASA и SpaceX испытали период отключения связи с "Endeavour" из-за оболочки ионизированного воздуха температурой 1 930° C, окружающего космический корабль. Связь с "Endeavour" и его экипажем была восстановлена после того, как капсула прошла через эту область.

После вхождения в атмосферу у "Endeavour" раскрылись уходящие парашюты, что положило начало последовательности раскрытия парашютов, используемых для снижения скорости космического корабля до приемлемой для падения на поверхность.

Четыре основных парашюта раскрылись через 30-60 секунд после раскрытия парашютов, замедлив "Endeavour" до безопасной скорости. Было замечено, что один из четырех основных парашютов надулся позже, чем три других - это не представляет угрозы для безопасности экипажа, но может представлять интерес для анализа после полета.

Корабль Dragon Endeavour опустился в Атлантический океан, завершив вторую из шести оперативных миссий с экипажем, которые в настоящее время выполняются по контракту со SpaceX в рамках программы NASA "Коммерческий экипаж".

NASA и SpaceX тесно сотрудничают с Береговой охраной США, чтобы установить зону безопасности вокруг предполагаемого района восстановления. Два эвакуационных корабля SpaceX, GO Navigator и GO Searcher, находятся в Мексиканском заливе и Атлантическом океане, соответственно, для поддержки усилий по извлечению Dragon после падения.

Посадка корабля Crew Dragon Resilience во время частной миссии Inspiration4 в сентябре 2021 года.
Посадка корабля Crew Dragon Resilience во время частной миссии Inspiration4 в сентябре 2021 года.

При возвращении на Землю Crew-2 взял на борт "Endeavour" 240 килограммов (530 фунтов) научных исследований, аппаратуры и экспериментов. Некоторые из этих экспериментов были удалены в ближайшие часы после падения на Землю и выхода экипажа, а другие остались в космическом корабле до возвращения в Порт-Канаверал.