Журналистика – одна из профессий, окутанных романтическим ореолом. У широкой публики о ней сложилось мнение, которое во многом не соответствует действительности. Так уж случилось, что я 12 лет работаю в штате федеральных и московских СМИ, а внештатно печататься начала еще в подростковом возрасте, поэтому могу многое рассказать о том, как обстоят дела в реальности. До прихода в журналистику я занималась литературным творчеством, и мне казалось, что эти две области похожи. Я никогда еще так не ошибалась.
Миф 1. Журналистика – творческая профессия
Я тоже так считала, пока не попала в штат одного из трех крупнейших информационных агентств России – РИА Новости. Там мне сразу открылось настоящее положение дел. Оказалось, что журналистика – это ремесло, что особенно хорошо чувствуется, если работаешь с новостями.
Журналисты чаще всего пишут не о том, чего хотят сами, а том, что происходит в стране и мире в конкретный момент, и темы могут быть не самыми приятными (пожары, убийства, катастрофы, стихийные бедствия). В отличие от писателей, журналистам не нужно и даже вредно включать свое воображение, ведь они должны отражать действительность. Кроме того, они обязаны соблюдать крайне жесткие дедлайны, и ждать вдохновения – непозволительная роскошь.
Так, в информагентствах на написание обычной новости дается не более 10 минут, на срочную – 3 минуты, на молнию – 1 минута. И отсчет начинается не с того момента, как начинаешь писать, а с момента, когда пришла информация. Так что попить кофе перед этим не удастся. Сперва работа, потом – все остальное.
Если же поступило задание написать статью, то максимум через 3–4 часа она уже должна быть у редактора и содержать в себе комментарии экспертов. Если вы утром идете на мероприятие, то до вечера нужно опубликовать отчет о нем, а лучше – раньше.
Информационные поводы очень быстро устаревают, и завтра то, о чем вы пишете, будет уже никому не интересно. СМИ соревнуются между собой в скорости, а с сотрудниками, которые постоянно срывают дедлайны, прощаются.
Каким образом журналистам удается писать так быстро? Во-первых, это навык, он вырабатывается в процессе работы. А во-вторых, существуют шаблоны, которыми мы руководствуемся. Не секрет, что журналистские тексты делятся на жанры – новость (заметка), репортаж, интервью, информационная статья, аналитическая статья и другие. Сейчас добавились новые жанры, такие как лонгрид. И у этих жанров есть определенная структура.
Особенно жесткую структуру имеют новости. Даже длина заголовка регламентирована по количеству символов. Если изучить этот шаблон, то можно начать собирать новости, как конструктор.
В других жанрах чуть больше творчества, однако требования к ним тоже существуют. Например, в интервью самореализация журналиста ограничивается вопросами, которые он задает своему спикеру. Они должны быть интересны как интервьюируемому, так и читателю. Но переиначивать ответы нельзя. Максимум можно причесать текст, убрав какие-то шероховатости, которые неизбежны в речи человека. Хотя часть журналистов оставляют и это.
Миф 2. Чтобы стать журналистом, нужно окончить журфак
Я действительно училась на журфаке, но, придя работать в редакцию, обнаружила, что профильное образование имеют далеко не все сотрудники. Со мной вполне успешно работали и работают люди, имеющие такие специальности, как психология, социология, политология, история, международные отношения. Есть даже коллеги, окончившие механико-математический факультет.
На некоторые позиции с непрофильным образованием берут более охотно, чем с профильным. Например, на должность экономического журналиста скорее возьмут экономиста, умеющего писать, чем выпускника журфака. Примерно та же ситуация с научными журналистами. А международниками нередко становятся переводчики, особенно если они владеют не самыми популярными языками, например, арабским.
В то же время очень многие мои однокурсники не работают по профессии в силу разных причин. Большинство ушли в пиар и рекламу, кто-то – в фотографию, маркетинг и издательское дело, а кто-то и вовсе изменил жизнь, став предпринимателем. Я также заметила одну странную вещь – на нашем факультете превалировали девочки, хотя в коллективах СМИ мужчин и женщин примерно поровну. Вполне возможно, что часть выпускниц журфака просто выбирают семью и детей, а не карьеру.
Миф 3. Став журналистом, я стану богатым и знаменитым
Вовсе нет. Журналистика – такая профессия, которая только кажется публичной. В звезд превращаются единицы, а большинство из нас не слишком светится. Вы можете зайти в кафе, где за соседним столиком будет сидеть человек из кремлевского пула (объединение журналистов из разных СМИ, которые освещают деятельность президента), но вы с вероятностью 99% не узнаете его в лицо.
В тех же информагентствах новости часто выходят без подписи, потому что, согласно части 4 Гражданского кодекса РФ, авторское право на них не распространяется, как и на расписание поездов. Даже если это эксклюзивная новость, добытая потом и кровью корреспондента, другое издание может совершенно безнаказанно сделать ее рерайт и выпустить у себя. Единственное, по правилам хорошего тона оно должно сослаться на СМИ, в котором новость вышла изначально. Это называется цитированием, и чем чаще СМИ цитируют, тем более солидным оно считается. Существуют специальные рейтинги на основе индекса цитирования.
Таким образом, журналисты, даже титулованные и занимающие высокие посты, не слишком известны широкой публике. Они, как и все, ездят на метро, покупают продукты в супермаркете, и под их окнами не дежурит толпа фанатов. А потом они приходят в редакцию и просто рассказывают о том, что происходит в городе, стране и мире. Журналисты гораздо чаще делают знаменитыми других людей, чем становятся известными сами.
А еще знайте, что журналистика – не та профессия, которая приносит миллионы. Очень хорошо зарабатывают здесь две категории – звезды (чаще всего телеведущие) и руководители (особенно высшего звена). Но будем честны, руководители в любой отрасли имеют приличные доходы. Линейный специалист может рассчитывать примерно на 70 тысяч рублей в месяц в Москве, на HeadHunter более чем достаточно подобных предложений. В регионах, конечно, зарплаты меньше. Уровень оплаты труда – одна из причин, почему многие уходят в пиар.
Таким образом, если вам хочется славы – то вам в актеры или певцы, если денег – то в финансисты, адвокаты, предприниматели или консалтинг. Вы спросите, почему тогда мы продолжаем работать в СМИ?
Потому что журналистика дарит уникальный опыт. Это работа, на которой не бывает скучно. Каждый новый день приносит новые события. Постоянно узнаешь что-то, чего не знал раньше, знакомишься с интересными людьми, посещаешь места, куда просто так не попасть, и в целом находишься на острие жизни. К тому же делаешь важное дело – доносишь до людей информацию. Идеально для тех, кто не любит сидеть на месте, любознателен и хочет приносить пользу обществу.
Однако если вы действительно хотите стать журналистом, придется избавиться от иллюзий, а также понять и принять особенности профессии, о которых часто не говорят даже на журфаках.