Найти тему
Сакмарские вести

И вновь судьба ее испытывала…

На заре журналистской деятельности, мне, начинающей корреспондентке районной газеты приходилось бывать в типографии. Ведь именно там печатался «Ленинец», а коллективы редакции и типографии работали как единый слаженный механизм.

В типографию заходила с небольшим душевным трепетом и опаской. В сложном мире полиграфических машин и специфической терминологии сразу разобраться было невозможно. Да и коллектив, в основном женский состоял из людей серьезных и требовательных. Я немного их побаивалась.

Это так мне виделось тогда. Потому что на самом деле все наборщики, печатники, переплетчики и другие специалисты оказались добрыми и отзывчивыми людьми. Просто на первый взгляд производили впечатление суровых. На самом деле им и улыбаться то было некогда. Тяжелая, вредная для здоровья работа со свинцом, а дома семья и хозяйство. Сил для приветливости у них не оставалось.

Но одну женщину я всегда выделяла среди прочих. Среди жара и грохота помещения, где находился линотип, она находила в себе силы общаться доброжелательно и спокойно. Валентина Петровна Мажарцева была великодушна, обладала приятной внешностью и обаятельной улыбкой, хорошим чувством юмора.

Она и сейчас осталась такой же. Для меня годы не стерли ее женское очарование, морщинам не удалось скрыть знакомое приятное лицо. И это удивительно, ведь жизнь Валентину Петровну совсем не баловала. Наоборот, словно пробуя на прочность, посылала новые испытания.

Может быть, нелегкая судьба ее была предрешена заранее, ведь родилась она в 1941 году и жизнь родителей безоблачной тоже не назовешь. Отец – человек умный и деятельный, убежденный коммунист, всегда работавший на ответственных должностях, дома бывавший редко. Перед смертью руководил колхозом «Родина», из Татарской Каргалы.

В свое время Петр Григорьевич овдовел и остался с двумя дочерьми и сыном на руках. Конечно, он женился вновь. В браке родились еще три дочери, старшая из которых – наша Валентина Петровна.

Представительница многочисленного сакмарского рода Санковых Валентина Петровна с улыбкой замечает: «Родственников навалом!». В родном селе, в Сакмаре окончила десятилетку. Сразу после выпускного, вместе с подружками, по комсомольской путевке отправилась работать в Новотроицк на строительство жилых домов. Поскольку было ей только 17 лет, взяли с трудом, после слез и уговоров, так хотелось остаться с девочками.

Работала учеником каменщика, во вторую смену, в один из дней подъемный кран ее сбил, и она сломала щиколотку. Дома ничего не знали. А в больнице вылечили, а когда сняли гипс, сказали: «Поезжай, девочка, домой!».

Вот так закончилась ее строительная эпопея.

Жизнь продолжалась. Вернувшись, девушка училась на курсах счетоводов и бухгалтеров, работала дояркой, вышла замуж, родились две дочери. К сожалению, отношения с мужем складывались непросто. И, тем не менее, Валентина Петровна мужественно сохраняла семью и прожила с супругом 47 лет! И это было одно из ее жизненных испытаний.

На мой взгляд, судьбоносное событие случилось в 1965 году. Ее приняли в Сакмарскую типографию учеником наборщика. Тогдашний директор Василий Иванович Донсков видимо оценил трудолюбие новичка, потому что ровно через месяц Валентину перевели на самостоятельную работу наборщиком и присвоили второй разряд.

Валентина Петровна за линотипом
Валентина Петровна за линотипом

Наша 23-летняя героиня тогда влилась в большой коллектив. В типографии тогда работали опытные полиграфисты: мастер Тамара Ерофеевна Синцова, наборщики Валентина Федоровна Михайлова, Нина Егоровна Куракина, печатники Мария Ивановна Сотникова, Лидия Сергеевна Мажарцева.

В разное время ее коллегами были Надежда Иосифовна Тушканова, Евгения Осиповна Горюнова, Любовь Ивановна Чеботарева, Наталья Николаевна Гурьянова, Надежда Вячеславовна Маркова, Надежда Юрьевна Пегова, Анастасия Прохоровна Санкова, Валентина Ивановна Синякова, Галина Викторовна Тушканова, Надежда Александровна Донскова.

После выпуска газеты, утром. Слева направо: Валентина Ивановна Синякова, Валентина Петровна Мажарцева, Евгения Осиповна Горюнова, Мария Ивановна Сотникова, Надежда Вячеславовна Маркова
После выпуска газеты, утром. Слева направо: Валентина Ивановна Синякова, Валентина Петровна Мажарцева, Евгения Осиповна Горюнова, Мария Ивановна Сотникова, Надежда Вячеславовна Маркова

Лет десять Валентина Петровна верстала районную газету. Это кропотливый труд, требующий большого внимания и памяти. Газету набирали вручную, буквы представляли собой маленькие металлические брусочки, начертания букв были отлиты вверх ногами, зеркально. Наборщики буквы определяли на ощупь.

Маленький прямоугольный лоточек работница держала в левой руке, а правой ставила в него буквы. Это хрупкое произведение следовало архиаккуратно перенести на гранку – металлическую плиту в размер немного больше газетного листа. Процедура долгая. А ведь еще потом правка была!

По технике безопасности между наборным и печатным цехами тяжелые плиты следовало перевозить на специальной тележке. Но все предпочитали таскать гранки на животе, килограммов 30−40. Бывало, споткнулась наборщица, и… все по буковкам разлетелось в разные стороны. Всю ночь работали: одни снова набирали полосу, а другие разбирали рассыпанное по своим ячейкам в кассу. Домой плелись, когда народ на работу выходил, но тираж сдавался вовремя! Бывали случаи, печатник уже в машине забывал закрепить гранки, и при первом же движении станка все разрушалось.

С коллегами
С коллегами

Здоровье стало подводить Валентину Петровну. Разболелись вены на ноге, провели операцию. После этого ее посадили за линотип – строкоотливную машину, где наборщица набирала текст на клавиатуре, сверху из магазинов подбирались нужные литеры и, проходя через жидкий сплав, отливались сразу целой строкой. Училась она у Надежды Иосифовны Тушкановой. Свинцовые чушки отливали Александр Соколов и Виктор Чердинцев.

Трудилась Валентина Петровна всегда добросовестно. Висело ее фото на Доске почета, награждали денежными премиями, грамотами, объявляли благодарности, несколько раз присваивалось звание ударника коммунистического труда.

А ведь кроме работы на женщине были заботы по дому и семье. Терпела сложный характер мужа, ухаживала за мамой, после инсульта, 28 лет бок о бок дружно прожила со свекровью. Судьба никак не хотела одаривать ее пряниками. И будто показалось, что мало испытывала, заставила пережить потерю младшей дочери.

Дочь Наташа
Дочь Наташа

Наташа трагически погибла в 17-летнем возрасте. Год проучилась она в педучилище. В 1980 году, осенью вместе с другими студентами поехала в колхоз на уборочную. Во время работы на току на нее наехала грузовая машина. Травма была несовместима с жизнью… Горе даже сейчас не утихло. Мама помнит о дочери.

Работа на линотипе тоже здоровья не прибавило, в 1991 году Валентина Петровна почувствовала себя совсем плохо. Месяц пролежала в больнице, а потом уволилась, тем более что уже была пенсионеркой и ветераном труда.

Сейчас она живет в семье старшей дочери. Ольга Ивановна Григорьева окончила институт, получила профессию финансиста, долгое время работала главным бухгалтером в районной администрации. Подарила маме троих внуков, а те в свою очередь девять правнуков. Семеро из них – уже школьники, самой младшей Еве – два годика. Валентина Петровна всегда в веселом кругу малышни и подростков.

Наша почтенная односельчанка интересуется мировыми новостями, сейчас переживает о детях Палестины, беспокоится, что настали в России тревожные времена. Ее большое сердце болит обо всех несчастных, обездоленных. И это закономерно. Только тот, кто сам хлебнул лиха, сочувствует от всей души.

Валентина Петровна, живите долго!

Ирина КОРЯКОВА