Найти тему
Версия

Язык запретов

В Госдуму внесён законопроект об ограничении использования иностранных слов. Их запретят использовать в вывесках магазинов, объявлениях, названиях жилых комплексов и т.д.

   Язык запретов
Язык запретов

Мне, как специалисту, представляется, что эта инициатива не имеет никакого смысла и не даст нужного результата в решении проблемы, которая, конечно, присутствует. Владение языком – это всегда некоторый социальный капитал, и сейчас этот капитал в отношении русского языка уменьшается. Сфера его функционирования за пределами Российской Федерации сжимается, что мы прекрасно видим. А если за границей падает значимость русского языка, то, естественно, она будет падать и внутри страны.

Что сейчас делает Дума? Она принимает целый ряд запретов, чтобы снизить социальный статус других языков, и в частности английского, и за счёт этого повысить социальный статус русского. Фактически цель в этом. Но такими внешними ограничениями этой цели не достичь, пока в обществе так или иначе функционируют иностранные языки. А они в нашем обществе реально функционируют – в описаниях компьютерных программ, в инструкциях к бытовой технике и т.д. К тому же все видят, откуда идут инновации, тренды и технологии. Естественно, что люди стремятся овладеть иностранными языками. Или возьмём сферу бизнеса. Когда девелоперы каких-нибудь комплексов на Рублёвке называют их, условно говоря, «Беверли Парадайз», High Level и так далее, они прекрасно понимают, что владение английским языком в российском обществе или хотя бы знание каких-то слов до сих пор является элементом престижа, и поэтому активно это используют. И если вы запрещаете использование иностранных слов, то это не снижает социальный статус других языков. Цель должна состоять в повышении социального статуса от владения русским языком! А это делается вовсе не запретами, а совсем другими методами. Развивайте русский язык, бесплатно раздавайте в школах книжки Гоголя, Достоевского и Пушкина. А вместо этого у нас всё то же «переименование населённых пунктов» и история с местечком Лохи, жители которого говорят: «Зачем нам менять название? Вы нам лучше сделайте нормальную канализацию, постройте поликлинику и привезите продукты!» Вот в чём проблема, а не в названии. К тому же можно себе представить, какие чудовищные затраты предстоят российскому бизнесу в случае принятия этого закона – придётся менять массу названий, документацию, вывески.

Владение языком – это всегда некоторый социальный капитал, и сейчас этот капитал в отношении русского языка уменьшается