Найти тему
Видима и свободна

Почему женщины реже мужчин идут в науку?

В 2022 году Землю населяли около 8 миллиардов человек. Примерно половина из них — это женщины. Женщин в мире почти столько же, сколько и мужчин, но женщины по-прежнему мало представлены в науке. Один из показательных примеров — лауреаты Нобелевской премии. Женщин среди них всего 7%. В чём причина такого неравенства?

Женщины по-прежнему составляют меньшинство в лабораториях Фото: National Cancer Institute/Unsplash
Женщины по-прежнему составляют меньшинство в лабораториях Фото: National Cancer Institute/Unsplash

Естественные или искусственные различия?

Первое различие между полами наблюдается на уровне хромосом. У людей 23 пары хромосом, и последняя различается в зависимости от пола: у женщин две X-хромосомы, у мужчин — одна X и одна Y. Это влечёт за собой разницу в гениталиях.

«Гендер» — социальные нормы, определяющие, как мы должны вести себя в соответствии с полом, — выходит за рамки биологических различий. «Гендер» также определяет стереотипы о навыках женщин и мужчин. Эти стереотипы во многом объясняют, почему женщины так мало представлены в науке.

С самого раннего возраста мальчиков и девочек воспитывают по-разному. И всё же к тому времени, когда они идут в первый класс во Франции, девочки превосходят мальчиков по французскому языку и не уступают им в математике. Но в академических кругах Франции только 22% математиков — это женщины.

Что происходит за это время?

Сила стереотипов

Разным группам людей приписывают разные черты характера. У этого нет никакой научной основы. Тем не менее стереотипы влияют на наше поведение.

Девочки быстро привыкают к мысли, что они не созданы для математики. Подобные стереотипы не новы. В эпоху Возрождения мужчин исключили женщин из культурной, экономической и политической области. Затем, во времена Просвещения, Французская академия запретила образовывать феминитивы для интеллектуальных и художественных профессий (писательница, художница, поэтесса, врачиня и т. д.), узаконив отсутствие женщин в этих профессиях. [Этот запрет отменили спустя сотни лет — только в 2019 году. — Лена К.]

В 2009 году исследователи из Университета Экс-Марсель
изучали математические способности 12-летних девочек и мальчиков. Их разделили на две группы. Первым сказали, что они сдают тест по геометрии. Вторым — тест по рисованию. В группе «тест по геометрии» мальчики показали себя лучше девочек. Девочки из группы «рисование» превзошли всех мальчиков: и из своей, и из «геометрической» группы.

Дело в том, что детям из обеих групп давали один и тот же тест.

Почему девочки показали плохие результаты, когда услышали, что сдают тест по геометрии? Потому что девочки уже усвоили идею, что они плохи в геометрии. Различия в способностях тут ни при чём: точно такой же «тест по рисованию» девочки выполнили лучше всех мальчиков.

Этот стереотип не имеет биологической основы. Между мозгом двух мужчин можно найти столько же различий, сколько между мозгом мужчины и женщины. Но всё же он влияет на поведение и самоощущение девочек и женщин. Когда люди опасаются подтвердить негативный стереотип о группе, к которой принадлежат, — это влияет на их поведение.
Женщины будут менее уверены в себе и будут чувствовать, что им не место в «мужских» дисциплинах вроде математики и естественных наук в целом.

Стереотип влияет на всех

Стереотипы также вызывают предубеждения у тех, кто учит, судит, оценивает и принимает на работу. Одно исследование изучало, как люди оценивают одинаковые резюме на должность руководителя лаборатории в университете. «Кандидата» (в резюме было имя мужчины) признавали более компетентным, чем «кандидатку» (в резюме было женское имя), и «ему» предлагали более высокую зарплату, чем «ей». Это предвзятость: мы относимся к людям по-разному не из-за их навыков или качеств, а только из-за их пола.

[Я сразу вспомнила, что точно такой же замечательный эксперимент
провела Екатерина Агрыцкова. Она сделала два резюме: с именем «Екатерина» и «Ярослав». Конец немного предсказуем. Весь рассказ Екатерины читайте ниже в галерее. — Лена К.]

Неравенство полов усиливается на протяжении всей карьеры. Женщины по-прежнему находятся в меньшинстве среди преподавательского и научно-исследовательского персонала по всем дисциплинам (40% в 2021 году во Франции), особенно в естественных науках (34% преподавательниц и 19% профессорок в области науки и техники).

Что мы можем сделать?

Перемены происходят медленнее, чем хотелось бы. Недавнее исследование Министерства высшего образования и научных исследований Франции показывает, что равенство полов в высшем образовании и науке в нашей стране наступит не раньше 2068 года.

Нам нужно действовать:

Облегчать женщинам доступ женщин к университетской и исследовательской карьере. Возможно, стоит поощрять лаборатории к тому, чтобы они набирали молодых женщин и помогали им в начале карьеры (дополнительное финансирование, грант на диссертацию).

Постоянно собирать данные о карьере и условиях труда женщин и мужчин. Различия могут не быть очевидными. Нэнси Хопкинс в документальном фильме Picture a Scientist рассказывает, что в Массачусетском технологическом институте профессоркам выделяли значительно меньше ресурсов и лабораторных площадей для исследований, чем профессорам. И, как говорит профессорка Джейн Вилленбринг в том же фильме, важно сделать университеты гостеприимным местом для женщин.

Рассказывать людям о пагубных последствиях половых предубеждений, которые более распространены, чем принято считать.

***

Этот текст написали Клотильда Поликар и Шарлотта Жакмо (Франция), перевела и пересказала Лена Климова.

Источник: Clotilde Policar, Charlotte Jacquemot. Why do so few women take on scientific careers? the Conversation. October 8, 2023.

💰Поддержать канал