В 2022 году Землю населяли около 8 миллиардов человек. Примерно половина из них — это женщины. Женщин в мире почти столько же, сколько и мужчин, но женщины по-прежнему мало представлены в науке. Один из показательных примеров — лауреаты Нобелевской премии. Женщин среди них всего 7%. В чём причина такого неравенства?
Естественные или искусственные различия?
Первое различие между полами наблюдается на уровне хромосом. У людей 23 пары хромосом, и последняя различается в зависимости от пола: у женщин две X-хромосомы, у мужчин — одна X и одна Y. Это влечёт за собой разницу в гениталиях.
«Гендер» — социальные нормы, определяющие, как мы должны вести себя в соответствии с полом, — выходит за рамки биологических различий. «Гендер» также определяет стереотипы о навыках женщин и мужчин. Эти стереотипы во многом объясняют, почему женщины так мало представлены в науке.
С самого раннего возраста мальчиков и девочек воспитывают по-разному. И всё же к тому времени, когда они идут в первый класс во Франции, девочки превосходят мальчиков по французскому языку и не уступают им в математике. Но в академических кругах Франции только 22% математиков — это женщины.
Что происходит за это время?
Сила стереотипов
Разным группам людей приписывают разные черты характера. У этого нет никакой научной основы. Тем не менее стереотипы влияют на наше поведение.
Девочки быстро привыкают к мысли, что они не созданы для математики. Подобные стереотипы не новы. В эпоху Возрождения мужчин исключили женщин из культурной, экономической и политической области. Затем, во времена Просвещения, Французская академия запретила образовывать феминитивы для интеллектуальных и художественных профессий (писательница, художница, поэтесса, врачиня и т. д.), узаконив отсутствие женщин в этих профессиях. [Этот запрет отменили спустя сотни лет — только в 2019 году. — Лена К.]
В 2009 году исследователи из Университета Экс-Марсель изучали математические способности 12-летних девочек и мальчиков. Их разделили на две группы. Первым сказали, что они сдают тест по геометрии. Вторым — тест по рисованию. В группе «тест по геометрии» мальчики показали себя лучше девочек. Девочки из группы «рисование» превзошли всех мальчиков: и из своей, и из «геометрической» группы.
Дело в том, что детям из обеих групп давали один и тот же тест.
Почему девочки показали плохие результаты, когда услышали, что сдают тест по геометрии? Потому что девочки уже усвоили идею, что они плохи в геометрии. Различия в способностях тут ни при чём: точно такой же «тест по рисованию» девочки выполнили лучше всех мальчиков.
Этот стереотип не имеет биологической основы. Между мозгом двух мужчин можно найти столько же различий, сколько между мозгом мужчины и женщины. Но всё же он влияет на поведение и самоощущение девочек и женщин. Когда люди опасаются подтвердить негативный стереотип о группе, к которой принадлежат, — это влияет на их поведение. Женщины будут менее уверены в себе и будут чувствовать, что им не место в «мужских» дисциплинах вроде математики и естественных наук в целом.
Стереотип влияет на всех
Стереотипы также вызывают предубеждения у тех, кто учит, судит, оценивает и принимает на работу. Одно исследование изучало, как люди оценивают одинаковые резюме на должность руководителя лаборатории в университете. «Кандидата» (в резюме было имя мужчины) признавали более компетентным, чем «кандидатку» (в резюме было женское имя), и «ему» предлагали более высокую зарплату, чем «ей». Это предвзятость: мы относимся к людям по-разному не из-за их навыков или качеств, а только из-за их пола.
[Я сразу вспомнила, что точно такой же замечательный эксперимент провела Екатерина Агрыцкова. Она сделала два резюме: с именем «Екатерина» и «Ярослав». Конец немного предсказуем. Весь рассказ Екатерины читайте ниже в галерее. — Лена К.]
Неравенство полов усиливается на протяжении всей карьеры. Женщины по-прежнему находятся в меньшинстве среди преподавательского и научно-исследовательского персонала по всем дисциплинам (40% в 2021 году во Франции), особенно в естественных науках (34% преподавательниц и 19% профессорок в области науки и техники).
Что мы можем сделать?
Перемены происходят медленнее, чем хотелось бы. Недавнее исследование Министерства высшего образования и научных исследований Франции показывает, что равенство полов в высшем образовании и науке в нашей стране наступит не раньше 2068 года.
Нам нужно действовать:
— Облегчать женщинам доступ женщин к университетской и исследовательской карьере. Возможно, стоит поощрять лаборатории к тому, чтобы они набирали молодых женщин и помогали им в начале карьеры (дополнительное финансирование, грант на диссертацию).
— Постоянно собирать данные о карьере и условиях труда женщин и мужчин. Различия могут не быть очевидными. Нэнси Хопкинс в документальном фильме Picture a Scientist рассказывает, что в Массачусетском технологическом институте профессоркам выделяли значительно меньше ресурсов и лабораторных площадей для исследований, чем профессорам. И, как говорит профессорка Джейн Вилленбринг в том же фильме, важно сделать университеты гостеприимным местом для женщин.
— Рассказывать людям о пагубных последствиях половых предубеждений, которые более распространены, чем принято считать.
***
Этот текст написали Клотильда Поликар и Шарлотта Жакмо (Франция), перевела и пересказала Лена Климова.