Рост цен на бензин и дизельное топливо в июле — сентябре 2023 г. был вызван действиями компаний-перекупщиков, поставляющих нефтепродукты на экспорт, связывать его с корректировкой топливного демпфера не совсем корректно, заявил статс-секретарь — заместитель министра финансов Алексей Сазанов.
Он напомнил, что методика расчета выплат нефтяным компаниям по демпферу была скорректирована с 1 сентября, а фактическое снижение выплат по новой формуле должно было произойти только в октябре.
При этом топливо стало дорожать уже с июля, а в августе цены перешли к стремительному росту, когда НПЗ получали компенсацию по демпферу в полном объеме.
«Увязывать подорожание с изменениями демпфера, на мой взгляд, не совсем корректно. В первую очередь надо смотреть на процессы, которые происходили на внутреннем рынке», — сказал Сазанов.
Замглавы Минфина пояснил, что, например, в январе — июле 2021 г. для получения демпфера был заявлен объем дизеля в 21,1 млн т, а за семь месяцев 2023 г. — 28,7 млн т, что должно означать 30%-ный рост предложения на внутреннем рынке.
Но фактически часть объемов, которые НПЗ продавали на внутреннем рынке и за которые получали выплаты, приобретали перекупщики и вывозили за рубеж.
«На мой взгляд, именно в этом главная причина роста цен, а не в корректировке демпфера», — подчеркнул Сазанов.
По его мнению компании-перекупщики не связаны с НПЗ. «Это просто спекулянты. То есть компании, которые создавались исключительно для совершения экспортных операций. Когда курс доллара быстро пошел вверх, прибыль от экспортных операций резко выросла, что, естественно, спровоцировало активизацию перекупщиков», — отметил чиновник.