Найти тему
Xenya Kukhalashvili

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов».

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

37 лет назад — 31 августа 1986 года — в 13 километрах от города Новороссийска затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», гордость пассажирского флота Советского Союза. В Черном море погибли 423 человека. Гибель судна стала одной из самых страшных морских катастроф в истории нашей страны. Происшествие с «Нахимовым» зарубежные СМИ назвали «чудовищной трагедией советского Титаника». Причиной затопления «Адмирала Нахимова» стало столкновение с сухогрузом «Петр Васев», которого вполне можно было избежать. Но капитаны обоих судов, старые морские волки, по трагическому стечению обстоятельств допустили роковые ошибки, стоившие жизни сотням людей. 

Окунемся в историю.

В Советском Союзе именем Адмирала Нахимова назвали пассажирский лайнер. Пароход был далеко не новым — его спустили на воду ещё в 1925 году в Германии. Первое имя корабля – «Берлин». Во время Великой Отечественной войны служил плавучим госпиталем и дважды тонул. Два года он пролежал на морском дне. В 1947 году корабль подняли, и он стал собственностью СССР. В 1957 году (после восстановления) его и назвали «Адмирал Нахимов».

Пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» Фото взято из открытых источников
Пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» Фото взято из открытых источников

С 70-х годов «Адмирал Нахимов» ходил по акватории Черного моря, маршрут был простой: Батуми-Сочи-Новороссийск-Крым. По меркам советского человека он казался просто шикарным. Многие мечтали попасть на борт этого пассажирского лайнера, совершавшего круизы вдоль Черноморского побережья.

Пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» в Новороссийске. 31 августа
1986 года. Фото: Андрей Леонов / Wikimedia. Фото взято из открытых источников
Пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» в Новороссийске. 31 августа 1986 года. Фото: Андрей Леонов / Wikimedia. Фото взято из открытых источников

31 августа 1986 году пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», на борту которого находилось более 1200 человек, вышел с порта Новороссийск с отдыхающими из Крыма, шел обратным курсом, с заходом в Сочи.

В это же время со стороны открытого моря в Новороссийск шел сухогруз «Петр Васев» с грузом ячменя из Канады. 

Позже следствие установило, что капитаны «Адмирала Нахимова», «Петра Васева» и пост регулирования судов в Новороссийске знали, что кораблям предстоит разойтись в 23:10 в Цемесской бухте.

Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз (морской принцип — пропускает корабль слева), но диспетчер порта связался с капитаном «Петра Васева» и спросил, может ли он пропустить пароход.

Диспетчер привел доводы о том, что на борту почти тысяча пассажиров с детьми, было бы лучше уступить путь. Капитан «Петра Васева» пообещал уступить. 

В 22:30 экипаж парохода запросил обстановку — и ему доложили о пересечении с сухогрузом, сообщив, что капитан судна пропустит «Адмирала Нахимова».

Помощник капитана «Адмирала Нахимова» обратил внимание на появившиеся огни судна и занервничал, по радиотелефону вышел на связь с экипажем сухогруза. Он уточнил, в силе ли договоренность и пропускает ли их грузовое судно, и получил подтверждение.

Но расстояние между судами продолжало сокращаться. Увидев, что «Петр Васев» вот-вот окажется на линии, по которой он должен пройти, вместо того, чтобы срочно вызвать капитана корабля и сообщить о происходящем, он, в нарушение всех инструкций, сделал поворот влево, надеясь, что оставит «Петра Васева» справа.

Визуальный контакт и попытка уклониться от столкновения были предприняты экипажем сухогруза только за 7 минут до катастрофы. Но этого времени не хватило для того, чтобы существенно повлиять на ситуацию, тоннаж судов колоссальный, размеры огромные, и за короткое расстояние изменить курс технически было невозможно.

Произошла страшная трагедия…

Под водой «Петр Васев» проделал в борту «Адмирала Нахимова» пробоину площадью 84 квадратных метра. Она протянулась от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека, в которых располагались вторая котельная, машинное отделение, емкости с мазутом и дизельным топливом, продовольственные склады и трюм. В последствии он сам остался на плаву, хотя носовая часть была надломлена и смята.

Сухогруз Петр Васев. Фото взято из открытых источников.
Сухогруз Петр Васев. Фото взято из открытых источников.

«Адмирал Нахимов» стал тонуть, стремительно и молниеносно. Удар произошел в 23:12. Почти сразу по всему теплоходу выключилось освещение, на корабле началась паника. Многие пассажиры не могли ориентироваться в узких коридорах теплохода в темноте, причем с постоянно нарастающим креном на правый борт. «Нахимов» затонул спустя 8 минут после столкновения в 3,5 километрах от мыса Дооб. 

Спасательная операция на месте гибели «Адмирала Нахимова» продолжалась несколько дней, хотя всех выживших спасли еще в ночь катастрофы.

В результате организованной операции было спасено 817 пассажиров и членов экипажа, 423 человека погибли. 64 из них признаны пропавшими без вести (их тела не были найдены).

Давшие показания потерпевшие рассказывали, что при отплытии ничто не предвещало беды. Как в классическом фильме-катастрофе, на «советском Титанике» сразу началась дискотека в музыкальном салоне, на четвертой палубе был концерт живой музыки, в ресторане и в барах расположились отдыхающие, предвкушавшие морской круиз.

Стоял жаркий день, многие пассажиры были с детьми. Пассажиры, расположившиеся в каютах нижних палуб, открыли иллюминаторы, чтобы проветрить спальни. В 22:30 в бортовом кинозале начался показ фильма «Я любил вас больше жизни», на котором собралось немало зрителей. Момент столкновения наблюдали только пассажиры, любовавшиеся ночным небом на правом борту лайнера.

Пассажиры парохода, которые не видели произошедшего, хоть и были сбиты с ног в момент столкновения, но не поняли, что случилось. Тревогу на «Адмирале Нахимове» не объявили, и он продолжил движение. Позже следователи установят, что капитан пытался спасти судно и увести его на мель.

Вскоре на пароходе погас свет. Позже электричество включилось, но затем погасло вновь, а судно начало крениться. Через четыре минуты после столкновения крен составил 45 градусов, и на борту началась страшная паника. 

Вода хлынула внутрь, чему способствовали открытые на нижней палубе иллюминаторы. 

«Адмирал Нахимов» стремительно заполнялся водой.

Те, кто был на палубе, прыгали за борт, другие перебирались на поднимавшийся над водой борт и соскальзывали с корпуса в море. Из топливных баков хлынуло топливо, которое сковывало движения тех, кто попал в масляную пленку. Возгорания не произошло лишь чудом.

Падающие в воду скамейки и шезлонги буквально сметали цеплявшихся за борт пассажиров, нанося им травмы и сбрасывая в море.

В узких коридорах люди, не понимавшие, куда бежать, давили друг друга. Страшной оказалась судьба многих детей, которых родители уложили спать и заперли в каютах, а сами ушли на верхние палубы. В темноте в залитые водой коридоры мало кто сумел выйти, а каюты с открытыми иллюминаторами быстро заполнились водой.

Лайнер до сих пор лежит на дне Цемесской бухты, на берегах которой расположены г. Новороссийск и с. Кабардинка. 

Оба капитана, по вине которых, произошло столкновение, уже отсидели свой долгий срок в заключении и вышли на свободу. 

В первую годовщину катастрофы на мысе Дооб в селе Кабардинка в память о 423 погибших пассажирах и членов экипажа пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» был установлен памятник.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Мемориал архитектора Ирины Бабаджан представляет собой композицию из семи труб-стоек разной высоты и толщины, находящихся внутри чугунного литого венка. Верхняя часть труб срезана.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Центральная труба со стальной мемориальной плитой и вмонтированными в неё часами, поднятыми с затонувшего пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов», символизирует погибший пароход. На часах время 23:20 — время гибели парохода.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

 Монумент окаймляет волна-воронка из железобетона, которая олицетворяет воронку, в которую ушел «Адмирал Нахимов», к внутренней стороне которой прикреплены 24 плиты с именами всех погибших.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.
Памятник жертвам катастрофы пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Фото из личного архива Ксеньи Кухалашвили.

Мемориал установлен в с. Кабардинка, это ближайшая точка до кораблекрушения и с удобным подъездом с ул. Мира. В любое время люди могут приехать и почтить память погибших в страшной трагедии «Адмирала Нахимова»….

Пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует.

Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально признан местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены. 

Время 2 часа ночи. Статья готова, а такой тяжелый осадок на душе… Вышла на балкон… взор обратила к памятнику… почтила минутой молчания всех погибших в этом страшном кораблекрушении.

Вечный покой 🙏