Это удивительно, что спустя столько времени обнаруживаются новые детали и обстоятельства, которые зачастую меняют наши укоренившиеся представления о тех или иных исторических персонажах.
Адмирал Нельсон и Леди Гамильтон находятся в списке самых романтических любовных пар мира, подобно Цезарю и Клеопатре, Жозефине и Наполеону. Однако обнаруженные в начале 20 века письма, которые хранились у потомков близкого друга Адмирала Нельсона, несколько меняют образ прославленного героя и его возлюбленной.
Известно, что к моменту встречи с Леди Гамильтон вице-адмирал Горацио Нельсон был давно женат. Однако в биографиях героя английской истории нередко можно было встретить слова, что его жена была холодной и бессердечной женщиной. Ей припоминали, что перед помолвкой за нее было обещано большое приданое, но родственники не выполнили своего обещания. Мол, выдали за будущего героя вдову с ребенком чуть ли обманным путем. Поэтому неудивительно, что военный бросился в объятия очаровательной красавицы Леди Гамильтон и наконец-то обрел любовь, которую заслуживал.
Такие описания можно встретить в большинстве биографий Нельсона практически до конца 20 века. Но в 2002 году потомки одного из близких друзей Нельсона решат продать кое-что из своего наследства. И в качестве доказательства происхождения, в частности этой бриллиантовой броши, будут предъявлены общественности письма Александра Дэвисона с Нельсоном, его законной супругой Фанни и Леди Гамильтон. И реальная история обретет новые краски, добавив яркие штрихи к их характерам и натуре.
Судя по всему, Горацио Нельсон был довольно влюбчивым молодым человеком. Он родился в семье священника и уже в 12-летнем возрасте поступил на флот в качестве юнги, пройдя путь от самого низа флотской иерархии до адмирала, героя английской морской славы.
Когда ему исполнилось 24 года, он уже собирался жениться на Мэри Симпсон, дочери трактирщика, но друг Нельсона Александр Дэвисон отговорил от этого опрометчивого шага, уверяя, что следует выбрать в супруги более богатую девушку. Дэвисон, который был на восемь лет старше, слыл весьма предприимчивым бизнесменом. Он будет верен своему другу Горацио до конца его жизни и сделает на этой близости к героическому адмиралу немалый капитал.
Потом было увлечение замужней дамой, но женился он на вдове с одного из островов Карибского бассейна. Френсис Нисбет происходила из семьи богатых плантаторов. Она рано лишилась родителей и воспитывалась в семье своего дяди. Ее выдали замуж за врача, молодожены переехали в Англию, то там ее супруг скончался спустя всего два года с момента свадьбы, и Фанни, как ее называли родные, вернулась на родину с малолетним сыном.
Там и произошло знакомство с молодым морским офицером Горацио Нельсоном. И хотя Фанни не обладала блестящей красотой, но многие морские офицеры были ею увлечены, считая ее весьма миловидной.
Два года длилась помолвка и в 1787 году состоялась свадьба. Интересно, что вместо отца невесту к алтарю подвел сослуживец Нельсона Принц Уильям Генри.
После того как закончилась служба Нельсона в Вест-Индии, он вернулся в Великобританию, где познакомил свою жену с семьей. Несколько лет они они довольно счастливо прожили вместе, но в 1793 году он был призван командовать кораблем во время войны с Францией.
Опустим военные подвиги бесстрашного капитана, добавив, что они были значительными, и слава героя сопровождала Нельсона всюду. Где-то осенью 1793 года он был в Неаполе, собирал подкрепление для борьбы с французами и там познакомился с супругами Гамильтонами. Сэр Уильям был посланником Великобритании в Неаполитанском королевстве, а его молодая супруга вызывала удивление своей красотой, молодостью (разница с мужем составляла 34 года) и эпатажными манерами.
Несмотря на титул Леди Эмма Гамильтон имела самое низкое происхождение. Она была дочерью кузнеца, который умер, когда ей было всего два года, мать была бедна, и подростком Эмма начала работать горничной. Но благодаря природной красоте и свободным манерам поведения вскоре стала содержанкой. В 17 лет у нее родилась дочь, а Эмму на содержание взял Чарльз Гревилл. Он был антикваром, политиком, ему пришла идея, что Эмма может стать натурщицей, и познакомил ее с художником Джорджем Ромни, который искал музу и модель для своих полотен. Сотрудничество оказалось очень удачным. Бывшая куртизанка поднялась на социальную ступень выше, став престижной и довольно известной натурщицей. Ромни сделал множество ее набросков. Благодаря им мы можем увидеть, насколько красивой была Эмма в те времена практически во всех анатомических подробностях.
Однако в какой-то момент Гревилл решил жениться на богатой наследнице и Эмма стала ему мешать. Поэтому он отправил ее своему дядюшке Уильяму в Неаполь. Сама девушка не знала о планах Гревилла и считала, что находится путешествии, ожидая, когда к ней присоединится Гревилл. Но она произвела такое впечатление на престарелого посла, что тот взял и женился на молодой красавице. Это, конечно, вызвало большой шок в Англии.
Леди Гамильтон вошла в высшее общество и даже подружилась с королевскими особами. Она развлекала аристократов аттитюдами — сценками с переодеваниями в персонажей античности. Присутствующие должны были угадать, кого из героинь классической мифологии изображает Эмма. Считается, что это было началом моды на драпированные туники в античном стиле. Причем, карикатуры того времени раскрывали не только культурный аспект таких аттитюдов, но и некоторую откровенность прозрачных нарядов классического искусства.
Говорят, что к тому моменту популярность Леди Гамильтон была аналогичной славе Мерлин Монро в 20 веке. Ну как мог устоять героический моряк перед такой звездой?
Впрочем, их роман начался только пять лет спустя, когда Нельсон вернулся в Неаполь настоящим национальным героем после битвы на Ниле. Правда, он был уже калекой, без руки, с ранением в голову и потерянными зубами но это только добавляло героической романтики его образу. Интимная связь вскоре стала очевидна всем. Причем, сэр Уильям воспринял увлечение жены спокойно, и фактически это был брак на троих.
В это время в Англии изводилась неизвестностью Фанни, официальная жена Нельсона. Она порывалась приехать в Неаполь, чтобы ухаживать за раненым супругом, недоумевая, почему Гамильтоны удерживают его у себя. Возможно она и догадывалась, или до нее доходили слухи об их интимной связи, но в своих письмах она не выдала ревности. Она была преисполнена долга, сострадания к своему супругу, и уважения к семье, которая его приютила в Неаполе.
«Есть одно очень пронзительное письмо, в котором она сообщает Дэвисону, что на самом деле уничтожила несколько писем, которые ей послал Нельсон; она не хотела влиять на его репутацию для потомков. Это не поступок ожесточенной и отчужденной женщины; это акт любви»
Уайт, автор "Энциклопедии Нельсона".
Когда Гамильтоны вместе с Нельсоном вернулись в Англию, все стало очевидно. Леди Гамильтон была беременной. И Фанни во время встречи все поняла. Трудно представить ее состояние. Ведь у нее с Нельсоном так и не появилось совместных детей. Видеть, что супруг находится в таком странном положении в чужой семье, вероятно было весьма горько.
"Мой разум так и не обрел свое естественное спокойствие, и я не думаю, что это когда-либо произойдет. Теперь я не доверяю своей собственной тени и боюсь ее»
Писала Фанни Нельсон вскоре после этой встречи Александру Дэвисону.
Интересно, что и Дэвидсон весьма сострадателен к Фанни и вероятно старался оберегать её от массы неприятных для нее новостей.
Сам Нельсон ведет себя жестоко не только по отношению к своей законной супруге, письма от которой он даже не читает, а переправляет Дэвисону, но даже к своему отцу. Он не приедет на его похороны, предпочтя провести время в праздновании дня рождения Эммы Гамильтон.
Леди ведет себя по отношению к бывшей супруге Нельсона весьма неприлично, в переписке она называет предыдущую семью своего любовника "этот позорный брак с вдовой аптекаря". Саму Фанни обзывает томом-тимом (синицей, возможно из-за ее хромоты после какой-то тропической болезни), а ее сына "косящим отродьем". В письмах к родственникам Нельсона она не скупится на эпитеты "злая и коварная женщина" в отношении Фанни. В общем, чего-чего, а благородства в этой Леди не было ни на йоту, что в общем-то и не удивительно. Эмма Гамильтон была малообразована, плохо воспитана, даже ее почерк весьма нестройный и неразборчивый выдает ее порывистую натуру.
При этом Эмма Гамильтон была любима газетчиками, которые всюду сопровождали это довольно скандальное трио из ее мужа и ее любовника, героического адмирала. Вероятно, с ее подачи и появится репутация Фанни как злой и бессердечной женщины, хотя сама она и словом не обидела разлучницу.
После героической смерти Нельсона судьба воздаст по заслугам обеим его близким женщинам. И его любовнице, и его брошенной официальной жене.
Леди Гамильтон фактически сопьется. Вопреки последнему желанию героического адмирала государство оставит ее без пенсии, а наследство от умершего за два года до этого сэра Уильяма будет довольно скромным. Большие траты, к которым она привыкла, слишком расточительный образ жизни и что скрывать, выпивка, приведут ее в долговую тюрьму. В 1814 году будут опубликованы, вероятно, выкраденные письма Нельсона к Леди Гамильтон из которых станет понятно, что она манипулировала, провоцируя его ревность, это окончательно отвернет от нее общественность.
Кроме того, выяснится, что Эмма Гамильтон сыграла не последнюю роль в жестокой расправе с представителем неаполитанской знати, который пошел наперекор своему королю и приветствовал французские революционные идеи. Леди Гамильтон была дружна с королевой Мэри и настаивала на его казни, чтобы "подданным было неповадно".
Нельсон решил повесить адмирала Караччиоло, командовавшего флотом республиканцев. Он наскоро организовал военный суд и, побуждаемый своей любовницей леди Гамильтон, которая, собираясь уезжать, хотела обязательно присутствовать при повешении, приказал немедленно же исполнить приговор. Караччиоло был повешен в самый день суда 18 (29) июня 1799 года на борту линейного корабля «Minerva». Тело Караччиоло весь день продолжало висеть на корабле. «Необходим пример», — пояснял английский посол Гамильтон, вполне стоивший своей супруги
Евгений Тарле, историк
Любопытно, что Фанни наоборот продемонстрировала пример бескорыстной доброты, она взяла под свою защиту жену бывшего сослуживца Нельсона Эдварда Деспарда, который, как предполагалось, готовил заговор против короля. Несмотря на заступничество Нельсона, его тем не менее приговорили к смертной казни.
Леди Гамильтон в 1814 году, скрываясь от кредиторов, переедет во Францию, где и умрет, вероятно, в результате регулярного приема настойки опиума в возрасте 49 лет.
Фанни Нельсон переживет и мужа, и его любовницу, и умрет в возрасте 72 лет в окружении родных. Своей внучке, которую тоже звали Фанни, она нередко говорила:
«Когда ты подрастешь, маленькая Фан, ты, возможно, поймешь, что значит иметь разбитое сердце».
Александр Дэвисон сколотит довольно неплохое состояние, хотя и ему придется отсидеть небольшой срок за махинации с государственными контрактами. Но его архив и вещи, оставшиеся после Нельсона, в частности окровавленный кошелек, который лежал в мундире во время рокового выстрела снайпера, принесут его потомкам почти три миллиона фунтов после продажи на аукционе Сотбис в 2002 году, спустя почти двести лет после смерти героического адмирала.