Найти тему
Курган и курганцы

В курганской театральной жизни происходят метаморфозы

В новом театре поставили эксперимент

В новом курганском театре «Кислород» 15 октября состоялась премьера. Если не считать августовские читки, это первый большой спектакль, который называется «Театр. Метаморфозы» (18+). Режиссёр – Вячеслав Цуцура.

Предпоказ был запланирован на вечер пятницы, обещавший быть томным, но на деле ставший для кого-то томительным. Зрителей только после третьего «звонка» предупредили, что действо продлится почти три часа без антракта. Режиссёр заметил, что этот спектакль – «о жизни, о чуде жизни и красоте, но через актёра», вышел на сцену и в прологе «Театральный притон» сыграл самого себя.

-2

Актёры задавали вопросы. Например: «Какие ценности в вашей жизни?» Режиссёр отвечал: «Любить надо уметь. Ненавидеть проще». На вопрос: «Что остаётся актерам после спектакля? Ведь спектакли забываются», – последовал такой ответ: «Знаете, если надевать маски, то ничего не остаётся, а если любить человека… Вообще не всё ли равно, что остаётся? От режиссёра тоже мало что остаётся».

Неожиданный удар, и интервьюируемого утащили в угол сцены. Актёры накинулись на режиссёра так, что перед глазами возникла мерзкая сцена из фильма «Парфюмер» (18+). Это стало некой проверкой. Свой зритель остался, чужой – оделся и вышел из театра, не выдержав такого глотка «Кислорода».

-3

Приглушённый свет в помещении, которое раньше принадлежало кальянной, стал ещё тускнее. Начались метаморфозы. Одна из самых запоминающихся – «Джекил и Хайд – Каин и Авель». Последние герои достаточно натуралистично появились на свет. Сцена убийства одного брата другим, решенная нетривиально, завораживала. Метаморфоза «Дон Жуан – Сизиф» запомнилась валянием актёров в натуральной земле, а «Интермедия» – чуть ли не ритуальными танцами в пещере, пробуждающими какие-то первобытные чувства.

Зрители в очередной раз убедились, что актёры – «люди, которые себе не принадлежат». Какую задачу поставил режиссёр, то и нужно делать. В метаморфозе «Саломея – Свобода» девушки ходили по кругу и выполняли энергичные движения. Когда чувствовали, что всё, – падали и мертвецами лежали на холодном полу. Последняя бесконечно долго хлестала себя по бёдрам – так, что время перестало существовать и в восхищении можно было воскликнуть: «Проси, что хочешь!»

-4

По словам Вячеслава Цуцура, чем больше доверие к режиссёру – тем меньше нужно объяснять актёрам. Главное, что они для себя понимают (сами признались): постановка – о перерождении, актёр живёт на сцене и умирает, его роль живёт, пока длится спектакль, а в конце умирает, и так много-много раз. «Каждая из частей как некое ответвление о том, о чём мы будем говорить столько, сколько сможем существовать здесь, в этом пространстве. Но это не значит, что все спектакли будут такими. Будут короче и проще. Они для тех, кто назовёт нас своим театром», – заметил режиссер, намекнув, что «Кислород» не гонится за массовым зрителем.

-5

Весь Курган, конечно, к таким экспериментам не готов, но очень радует, что в нашем городе они есть.