Найти в Дзене

1552: Хәтер көне в Казани, мире и Екатеринбурге

В воскресенье, 15 октября миновал День памяти защитников Казани (Хәтер көне). В этом месяце в 1552 году войска Ивана Грозного после ожесточенной осады захватили столицу Казанского ханства. За прошедшие дни рефлексия в России и за рубежом приутихла. Предлагаю уральский взгляд на памятную для татар и не только дату. По утверждениям историков, защитники Казани сражались больше месяца и до последнего воина. Местом главной битвы стала ханская мечеть. Последний Олы сеид* Кул Шариф Хаджитархани, не желая сдаваться, погиб вместе со своими учениками в борьбе с многократно превосходящими силами противника. Впоследствии Казанское ханство вошло в Российское государство. Эта победа открыла московскому царству путь на Урал и далее в Сибирь. Хәтер көне отмечается ежегодно с 1989 года. В первое десятилетие на него собирались многотысячные шествия по центральным улицам Казани и других татарстанских городов. В Дне памяти, когда он проходил на площади Свободы, принимал участие первый президент Татарстан

В воскресенье, 15 октября миновал День памяти защитников Казани (Хәтер көне). В этом месяце в 1552 году войска Ивана Грозного после ожесточенной осады захватили столицу Казанского ханства. За прошедшие дни рефлексия в России и за рубежом приутихла. Предлагаю уральский взгляд на памятную для татар и не только дату.

По утверждениям историков, защитники Казани сражались больше месяца и до последнего воина. Местом главной битвы стала ханская мечеть. Последний Олы сеид* Кул Шариф Хаджитархани, не желая сдаваться, погиб вместе со своими учениками в борьбе с многократно превосходящими силами противника. Впоследствии Казанское ханство вошло в Российское государство. Эта победа открыла московскому царству путь на Урал и далее в Сибирь.

Хәтер көне отмечается ежегодно с 1989 года. В первое десятилетие на него собирались многотысячные шествия по центральным улицам Казани и других татарстанских городов. В Дне памяти, когда он проходил на площади Свободы, принимал участие первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и другие известные политики, общественные и религиозные деятели того времени. В 2000-х масштаб мероприятия был урезан властями и превратился в митинг, статусные известные личности участвуют единицами.

Среди участников шествий и митингов всегда были разные активисты - и желающие просто почтить память далеких предков и более радикально настроенные. Последних больше. Причем обычно это законопослушные граждане, в этот день вынужденные прибавлять градус в выражениях. От этого и многих других факторов, от непризнания официальными властями Татарстана и России, акцию в информационном поле пытаются маргинализировать. Но от всего этого суть темы не меняется.

Цель статьи - немного рассказать о дате уральской аудитории. Объективно, насколько это возможно. А как относиться к этому решать каждому читателю самостоятельно. Предлагаю перенестись из средневековья и 1990-х в ближайшее прошлое.

В 2020 году организаторы митинга как обычно подали уведомление на согласование мероприятия. Проведение сначала было разрешено исполкомом Казани, но позже решение отозвали из-за требования прокуратуры под предлогом нарушений на прошлогодней акции. Активистам удалось через суд отменить отказ. В парке имени Тинчурина собралось около 100 человек. По словам организаторов, если бы непроизвольное привлечение внимания прокуратурой, участников было бы еще меньше.

Члены ДУМ РТ по пути к мавзолею казанских ханов, 2023 г. / «Бизнес Online»
Члены ДУМ РТ по пути к мавзолею казанских ханов, 2023 г. / «Бизнес Online»

В 2021 году Духовное управление мусульман Татарстана решило отмечать День памяти по-своему, в 13-й день месяца шавваль - 25 мая. Объяснялось это тем, что Казанское ханство было исламским государством и завоевание происходило в дни священного месяца Рамадан. Есть мнения, что дополнительной датой значимость темы размывается.

Муфтият проводит свой День памяти по хиджре уже третий год. В этом году в мечети Кул Шариф прошло заседание совета аксакалов управления, затем намаз с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и молитва за упокой шахидов 16 века у мавзолея казанских ханов.

Коллаж из фото, СТМ «Азатлык» / turantoday.com
Коллаж из фото, СТМ «Азатлык» / turantoday.com

В 2022 году Союз татарской молодежи «Азатлык» предложил дизайнерский креатив к Хәтер көне. Выполнили его в виде одного из символов Казани - башни Сююмбике, сложенной из слов и словосочетаний, имеющих важный смысл для татар. На нем были крупно выделены слова: «1552. Татар! Онытма! Оныттырма» (1552. Татар, не забывай, не позволь забыть). Использованы и многие другие фразы. Информации о широком распространении этого символа я не нашел.

По этой же теме свой мерч выпускает рэпер USAL (Назим Исмагилов), участник альтернативного татарского лейбла Yummy music. Найти можно в инстаграм**, и на KazanExpress.

Хәтер көне, Казанский кремль, 2020 г. Фото: СТМ «Азатлык» / kommersant.ru
Хәтер көне, Казанский кремль, 2020 г. Фото: СТМ «Азатлык» / kommersant.ru

В этом году казанские власти снова отказали в согласовании митинга по случаю Дня памяти в традиционную дату 15 октября, на этот раз в связи с «несоблюдением сроков подачи заявки».

«6 октября на электронную почту нашего активиста пришло письмо с ответом, будто мы не выполнили требование о подаче заявки за 10 дней. Мы в заявке время акции поставили на полдень, а отнесли 5-го числа уже в конце рабочего дня»,— рассказал «Ъ-Казань» представитель союза татарской молодежи «Азатлык» Рафик Каримуллин

Однако, по информации «Ъ-Казань» в воскресенье татарские активисты, преимущественно пожилые, все же почтили память защитников Казани, сначала прочитав молитву в мечети Кул Шариф, затем отдав дань памяти у башни Сююмбике.

Также, по словам Каримуллина, в городе прошли по закону не требующие согласования одиночные пикеты. В общей сложности в акции приняли участие порядка 70 человек.

Предложенный плакат с конной статуей основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда
Предложенный плакат с конной статуей основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда

В начале октября правительство независимого Татарстана в изгнании обратилось к татарам с призывом выйти на улицы городов мира с единым плакатом, посвящённым Дню Памяти.

«Если вы не можете выйти на улицу, то сделайте фото с плакатом дома и распространите его в сети», - написали в опубликованном обращение представители объединения.

Кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов рассказал, почему Хәтер көне игнорируется официальными властями, как к подобным датам относятся за рубежом и чем грозит замалчивание данного факта в истории. Рекомендую материал к прочтению, если захочется углубиться в изучение вопроса.

По словам Айрата, если «событие памяти» вписывается в историческую политику страны, то оно попадает в разряд государством санкционированной памяти, воспроизводимой элитами и национальными институтами. Если нет, то его стараются не замечать, а в отдельных случаях и вовсе препятствовать реализации. Тогда уже включается политика «исторической амнезии».

Например, официальный Мадрид чинил препятствия Национальному дню Каталонии в Барселоне, а затем старался его не замечать, но теперь памятное мероприятие интегрировано в историческую политику Испании. В вопросах памяти общество постепенно движется от истории конфронтации к истории примирения. Схожая ситуация сложилась и с Шотландией, Уэльсом. В отдельных штатах США, Австралии, где местное автохтонное население (индейцы, аборигены) было уничтожено практически подчистую, также теперь проводятся свои локальные памятные мероприятия, связанные с трагедией завоевания. В Австралии вообще существует официальный календарь памятных дат разных народов мира, в нем отведено место и казанскому Дню памяти. Получается, в Австралии признали Хәтер көне, а в Татарстане — нет.

Ветеран татарского движения Свердловска-Екатеринбурга Суфхат Надыров выступает на одном из собраний / Личный архив Фарида Нусратуллина
Ветеран татарского движения Свердловска-Екатеринбурга Суфхат Надыров выступает на одном из собраний / Личный архив Фарида Нусратуллина

Мне не удалось найти информации, чтобы когда-нибудь Хәтер көне отмечался хоть как-то широко в Екатеринбурге и в целом за пределами Татарстана. Оно и логично, ведь Екат все-таки не Казань. Я пообщался со свидетелями становления татарского движения в Екатеринбурге в 1980-1990-х годах, членами Свердловского областного центра татарской и башкирской культуры (СОЦТБК). По словам Фарида Нусратуллина, этот день встречали только в узком кругу соплеменников, на собраниях Центра:

«Тогда вспоминали и обсуждали Хәтер көне, сколько было по-настоящему убито татар, отмечали объективную в освещении событий литературную работу Михаила Худякова, говорили об истоках возникновения понятия «казанская сирота» и многом другом.

Подтвердила слова соплеменника и Элиза Сафиуллина, несколько лет назад передавшая управление СОЦТБК: «Без внимания память об этих событиях мы не оставляли, обсуждали и всегда вспоминали 1552 год, но каких-то специальных акций по понятным причинам не проводилось».

По воспоминаниям Рафаиля Исхакова, также некоторое время занимавшего пост руководителя СОЦТБК, 5 октября 1992 года в Екатеринбурге по инициативе татаро-башкирского общества имени Мажита Гафури прошла научная конференция «Гуманизм и насилие в жизни общества и литературе». На ней также обсуждали события 1552 года. Из Казани почетным гостем выступил член Академии наук Татарстана, Абрар Каримуллин.

«Тогда я в качестве ответственного секретаря оргкомитета конференции помогал Суфхату Надырову по организации и приглашению уральских ученых, филологов, кандидатов и докторов наук», поделился Рафаиль Лутфуллович.

Такова общая картина заявленной темы на мой уральский взгляд. Благодарю дочитавших этот небольшой материал до конца, надеюсь он был интересен. Поставьте лайк, подпишитесь на канал, перешлите тем, кому это также может быть полезно для чтения.

Если вы нашли неточности, напишите мне, с удовольствием поправлю возможные недочеты.

* Великий сеид, т.е. глава духовной власти в ханстве. Во всех татарских государствах были аналогичные люди. Сеиды - это потомки Пророка. Среди них путем голосования и избирали великого сеида. Он был по сути вторым человеком после хана. И формально хан даже считал себя ниже него.

**входит в Meta Platforms Inc., признана в России экстремистской организацией и запрещена.

--

Ильдар Хабибуллин