Найти в Дзене
Ноль повдоль

Месяц прощаний. Грибы 10-13 октября

Уж такой он, октябрь. Нивы сжаты (ну почти), рощи тоже понемногу обнажаются, и процесс этот необратим. Природа готовится к зиме. Одно за другим выключаются грибные места, которые плодоносили нынче и так непривычно долго. Первым отстрелялся берёзово-осиновый молодняк, о прощании с ним до следующего лета я писал неделю назад. Настало время ездить в другие места, в какие-то - по последнему разу перед долгой зимой, а на некоторые у меня ещё остаются планы, пусть и довольно призрачные.

Вот только времени на такие визиты остаётся всё меньше и меньше. Есть выходные, которые, правда, не всегда получается посвятить грибалкам, Есть пятница, когда рабочий день заканчивается пораньше. И есть будни, где после работы на лес получится выкроить от силы минут сорок. Да и то съёмки будут вечерними, со всеми вытекающими минусами: фотографирую же на смартфон, который к тому же глючить начал по-жёсткому.

Но всё же один такой выезд в будни сделал. Это был вторник, 10 октября. Та неделя была тёплая, днями доходило до +25. Чрезвычайно необычно для середины осени! Вечером на улице также стояла прекрасная погода, и, спустившись из офиса к машине, я ощутил непреодолимую тягу отправиться в тайгу. Тем более, что я бывал там до этого ровно месяц назад, в начале сентября (я до сих пор не описал ту поездку, так что ссылочку не прикрепляю).

Хорошо мы тут устроились! На стыке двух природных зон, которые разделяет петляющая по Кузнецкой котловине Томь. К юго-западу - поля да перелески, мощный и жирный чернозём. Даже берёзовые леса есть, но немного подальше от города. А к северо-востоку встаёт тайга, настоящая, черновая, спустившаяся к нам с гор Кузнецкого Алатау, мельчающих в наших краях, но всё же устанавливающих здесь свои законы. Ближе к реке тайга сходит на нет, переходя в те же самые берёзовые леса, сменяясь зарастающими ныне пашнями (ибо почта там бедная, лесная) да изуродованным ландшафтом отработанных угольных карьеров. А по самому берегу, над высокими обрывами, узкой полосой встают сосновые боры. Я даже стихотворение когда-то писал про это (ну не только про это).

И в этом прелесть нашего города, где можно по звонку выйти с работы и за каких-то полчаса доехать до настоящей тайги. Да, она измучена людьми, изуродована близостью города, по ней совсем недавно прошлись шеренги охотников на опята и орехи, но гордое название "тайга" у неё не отнимешь. Летом ходить по ей можно только с компасом, чтобы не заблудиться. Искать грибы там положительно невозможно - просто ничего не видно под ногами в зарослях травы и подлеска. Но осенью тайга одаривает нас сторицей: когда трава пожухнет и сдаст свои позиции, из под неё покажутся завалы старых стволов, остовы пней, на которых мощной гурьбой высыпают опята.

Нынче опята даны были нам в самом конце лета. Первые сентябрьские выходные лес был полон, каждый нарвал, сколько хотел. Я в очередной раз в этом не участвовал - не мои грибы, не люблю я их собирать. Приехав на место прошедшей опятной резни через неделю, я застал тайгу с протоптанными дорожками от пенька к пеньку, на которых ещё виднелись чернеющие остовы порезанных ножек. Тогда из грибов я наткнулся только на последнюю весёлку, гриб, который в нашей области охраняется и занесён в местную Красную Книгу. В этот же раз тайга предстала передо мной пустой совершенно.

Еду домой
Еду домой

Проложенные грибниками тропки потерялись, поскольку полегла и оставшаяся трава. Лес был удивительно гол, несмотря на вечнозелёность пихт и кедров. Метров за пятьдесят вдалеке виднелась дорога и одинокий мой автомобиль, поджидающий неразумного своего хозяина. Ждать ему пришлось недолго. К шести мы с ним доехали до моста через речку Большую Промышленную, а в шесть сорок, я уже переобувался, собираясь обратно. Темнеет теперь рано. Впрочем, смотреть в тайге было уже не на что. Прощаемся с ней до следующей осени.

В пятницу, когда на поездку в лес можно выкроить часа два, что по нынешним осенним лимитам вполне себе норм, отправился я на берег противоположный, где в октябре ещё ловятся по одиноким, затерянным среди полей, берёзовым колкам последние сухие грузди - белые подгруздки. Если быть абсолютно точным, то подгруздки зеленоватопластинковые (Russula chloroides), с тоненькой, едва заметной голубой каёмочкой на стыке ножки и гименофора. Видов белых подгруздков - несколько, и среди наших я отчётливо распознавал только такие. Хотя и собственно подгруздки белые (Russula delica) у нас наверняка встречаются, просто я их плохо идентифицирую.

Здесь я бывал вроде недавно, неделю назад. Ходил, видео снимал о потерянном счастье: десятках груздей выросших, но сожранных личинками на корню. Те экземпляры народились в середине сентября, в массовом слое, когда и лес был ещё почти зелен, и грибные комарики с мухами носились тучами. Подгруздки, в размножении целиком полагающиеся на своих же "вредителей", с удовольствием подсказывают своим запахом рою желающих дать потомство насекомых своё предположительное местонахождение. В итоге их атакуют со всех сторон: с ножки, с пластинок, откуда залазят существа покрупнее, ждущие своего часа в окружающей грибницу почве. Но основной удар приходится на шляпку молодого гриба - сколько раз их понатыкают яйцекладами комарики, сосчитать невозможно.

По идее, октябрьские грузди хоть и редки, но в основном чисты, но это если не случается тёплых дней, когда уснувшая вроде авиация вредителей просыпается для новых дел. Так происходит и в этом году. Найти грибы можно, они есть, но выход со сбора совсем невелик. Почти как летом.

Впрочем, стоит признать, что осенние подгруздки - всё-таки миф, даже если они реально существуют. Их верные спутники - берёзы, уже уснули. Полагаться можно только на те запасы, что накопились в самой грибнице. Да и распространители спор, толи есть они там наверху, толи нет, повымерзли? Одни сплошные трудности. Поэтому отыскиваются теперь только те грибы, которые появились позже всех, долго росли и сохраняют свою форму в холодных октябрьских условиях неделями. Так-то их и в ноябре можно встретить. У меня получалось.

Но это не значит, что поездки пора прекращать. Вот как это, собирал грибы всё лето, мчался чуть выдастся свободное время в леса, а тут - всё, конец? Не хочется верить в такое. Снег ещё не выпал, значит надо ходить и искать. А как кончатся подгруздки, переключиться на масипусечные грибочки по соснякам - они и под снегом растут. Сезону кончаться запрещаю. Вернее грибной сезон запрещает мне успокаиваться и уходить на зимнюю паузу.

Вот и в пятницу заехал я в пару лесов. Второй, как я говорил только что, не видел всего неделю, а первый ждал меня с 26 сентября. Тогда, в последний день своего кратковременного осеннего отпуска я пытался ловить последние драгоценные минуты свободы. Свобода радовала, лес - не очень. В эту пятницу радости было побольше. Не в численном выражении, так в нечаянных встречах с довольно молодыми грибами. И пожранные переростки пропали, разложившись на плесень и... Впрочем, это - из другой песни.

Понемногу спускался в лог, но ниже уже не пойду
Понемногу спускался в лог, но ниже уже не пойду

Места, в которые я езжу по осени раз за разом, самая высокая точка на левобережье Томи в районе Кемерова. Мощная грива, на которой рождаются притоки Искитимки и Уньги, доходит в том месте до высоты в 300 метров над уровнем моря. Хоть там и суше, но в октябре это не так важно. Главное, что холод, который крадётся, захватывая и погружая в сон грибные угодья, распространяется по логам, по низинам, на какое-то время давая отсрочку груздёвым плантациям на вершине. Под утро и там пробегает морозец, побивая траву и украшая её ажурным ледяным кружевом. Спрятанные под листвой подгруздки жертвуют верхним слоем своих шляпок, превращаясь из белых в коричневые грибы, но всё равно держатся, растут и крепнут. Их задача ещё не выполнена.

Опять же в берёзовых колках их встретить вероятнее: всюду натыкаясь на поле, их окружающее, грибница выстраивает полосы из плодовых тел с целью захватить удалённые территории, о которых она даже не знает, но предполагает. В большом лесу всё не так - там грибница может годами расползаться во все стороны и всюду находить своих надёжных больших друзей - берёз. Ей даже не нужно родит грибы, и так живётся неплохо. Впрочем, есть одно исключение - внутренние тёмные участки леса, где царят черёмуха с калиной, где земля высосана корнями донельзя, такая рассыпчатая, что на ней редкая травка заведётся, только мхи всякие. К тому же темно там летом, листва весь свет загораживает. Вот такие места грибница тоже считает границей своей зоны. Возможно, точкой разрыва, если она этот небольшой участок окружает. В таких тёмных местах также неплохо родятся подгруздки, но это в основном летняя история.

Там тоже попадались грибы
Там тоже попадались грибы

На второе место приехал уже в шестом часу. Пшеничное поле наконец-то начали убирать и уже почти скосили, оставив неосвобождённым проезд всего до одного интересного мне лесочка. Вдалеке ревели самолётным гулом комбайны, которые пользуясь хорошей погодой готовы и ночью при свете фонарей убирать урожай. Часть из них стояла по дороге, толи на ремонте, толи отдыхая. Людей вокруг видно не было.

Листва с берёз нынче облетела довольно рано. И это при том, что даже снега ещё не выпадало и серьёзных заморозков пока не случалось. В прошлые годы, помнится, было по-другому. На поиски грибов среди этих осыпавшихся листьев оставалось мне каких-то минут двадцать, поэтому даже фотографировал мало. Надо будет через недельку ещё разок заявиться, если полевую дорожку совсем не развезёт, кроме того у меня же один лесок необойдённым остался. Так что, сезон продолжается, грибы пока находятся, и это - радует!

Урожай
Урожай

Дисклеймер. Собирал в пакет, по цвету которого можно распознать, откуда он взялся. Рекламой это не считается. А ещё фотографии оставляют желать лучшего, мой трёхлетний смартфон глючит в части камеры всё сильнее и сильнее. Новый уже в пути. Надеюсь, в следующие выходные уже займусь его тестированием. Ждите продолжения!

#грибы #природа #Сибирь #осень 2023