На днях вышли свежие данные по европейской промышленности — гордиться там особо нечем, поэтому европейские политики их как будто не заметили и оставили без комментариев.
А ведь статистика там и правда любопытная, и чтобы не лезть в самые дебри, приведу лишь несколько цифр — относительно прошлого августа промышленное производство в странах ЕС упало на 4,4%, а выработка электроэнергии схлопнулась на 6,7%. И все это с учетом того, что летом прошлого года Европа переживала пик энергетического кризиса — сегодня цены на газ в пять раз ниже, но европейской промышленности это не очень-то помогает.
Все дело в том, что запас прочности у многих энергоемких компаний подошел к концу — они не могут работать в условиях постоянного дефицита, когда любой чих австралийских или американских газовщиков заставляет их пересматривать все свои планы. Кто-то из них с грустью вспоминает о тоталитарном российском газе, а кто-то действует решительно и перебирается туда, где местные политики не будут мешать им работать.
На этом фоне Франция с ее атомной энергетикой должна была стать островком стабильности, однако высокие ставки ударили и по французской экономике — ее уровень деловой активности сейчас даже ниже, чем у кризисной Германии:
Если же говорить о европейской экономике в целом, то последние пять лет стали для нее сплошным разочарованием — за это время экономический рост Германии составил 0,5%, Франции — 1,6%, Италии — 1,7%, Испании — 2,4%. По сравнению с ними «разорванная в клочья» экономика России выглядит настоящим чемпионом — несмотря на все санкции и потолки, она умудрилась опередить санкционщиков и вырасти на 2,9%.
При этом европейские правительства сделали все возможное, чтобы поддержать своих производителей — они раздали им сотни миллиардов евро, только вот газа и нефти от этого больше не стало. Зато они добились рекордного дефицита своих бюджетов — в Германии он достиг 3,3% от ВВП, во Франции — 6,3%, в Италии — 7,9%. В то же время Россия, которая по факту противостоит всему блоку НАТО, умудряется и тут жить по средствам — дефицит ее бюджета составил всего 2,1%, причем денег хватает и на оборону, и на социальные нужды.
Появилась у европейцев и еще одна головная боль — сейчас они с тревогой следят за ситуацией в Секторе Газа, ведь если этот конфликт выйдет за пределы Израиля, то европейский бизнес может смело ползти в сторону ближайшего кладбища:
Более резкая эскалация может привести Израиль к прямому столкновению с Ираном, который стоит за группировками ХАМАС и Хезболла. По оценкам экономистов, при таком сценарии цены на нефть могут взлететь до 150 долларов за баррель, а глобальный экономический рост снизится до 1,7% - это отнимет у мирового производства около 1 триллиона долларов, - предупреждает Bloomberg.
Если Иран заблокирует Ормузский пролив, то мировой рынок лишится до 20% всей добываемой нефти в мире — в таком случае никакие американские союзники Европе не помогут, потому что им сами придется вымерять бензин пипетками. Так что наибольший ущерб понесет именно европейская экономика — добавьте к этому несколько триллионов, которые страны ЕС уже потеряли из-за борьбы с Россией, и картина станет совсем безрадостной.
И никакая зеленая энергетика Европу не спасет — в ее эффективности разочаровались даже сами «зеленые», которые с многомиллиардными дотациями никак не могут показать прибыль. Только за прошлый год европейские производители ветряков понесли убытки в размере 5 миллиардов евро — невидимая рука рынка шарахается от них как от прокаженных, так что все их проекты заранее обречены на провал.
В той же Германии на «зеленое» подразделение Siemens Energy возлагали огромные надежды — увы, ее ветряные турбины плохо приживаются на немецкой земле, так что руководство компании планирует закрыть до половины своих заводов. Рыночная экономика может быть очень жестокой — ей нужны рентабельность и снижение издержек, а не высокие экологические стандарты и сказки от Роберта Хабека.
Жизнь вообще очень несправедлива — в ней системные кризисы решаются только перестройкой всей системы, на что у Европы сейчас нет ни сил, ни ресурсов. Так уж вышло, что все ресурсы оказались на Востоке — правда там живут хмурые и несговорчивые русские, которые никак не хотят уступать и делиться своими богатствами.
Вот и приходится европейской экономике пикировать и уходить в штопор — с нынешними русофобскими политиками у нее просто нет другого выбора.