Найти тему

Откуда берутся особенности речи персонажей?

Можете ли вы с легкостью вспомнить героя литературного произведения, который отличался бы особой речью?
Мне сразу вспомнился Остап Бендер с его меткими словечками и фразочками, а еще Эллочка Людоедка и ее подружка Фима Собак – первая обходилась тридцатью словами, вторая имела в лексиконе более ста слов, из-за чего слыла культурной девушкой.
На самом деле, придется покопаться в памяти, чтобы вспомнить таких героев, а уж определить, чем их речь отличается, тем более.

Между тем, речь героя, персонажа произведения подчас говорит о нем больше, чем все авторские описания. Она индивидуальна, как отпечатки пальцев. Она отражает характер героя, его мышление, мировоззрение.
Однако писателю тяжелее, чем, скажем, режиссеру кино, театра. Артист играет роль, имитируя задуманную сценаристом или постановщиком речь. Сколько трагедий было при переходе от немого кино к звуковому, когда оказалось, что у многих популярных артистов голос не годился для озвучки.
Писателю тяжелее, потому что он не только
должен наделить каждого персонажа особой речью, но и сделать так, чтобы читатель это увидел и поверил в ее достоверность.

Многие начинающие писатели совершают три ошибки:
► вообще не работают с речью героев, персонажей. Все в произведении говорят нейтрально правильно, одинаково, без каких-то особенностей. Что мужчины, что женщины, что… хм… инопланетяне. В сети ну просто огромное количество подобных книг.
► Речь персонажей нарочито утрируется, якобы максимально приближается к разговорной, в результате исковеркана, недостоверна. Недостоверна не с точки зрения жизни (в ней чего только не бывает), а с точки зрения художественного произведения. Представьте, что один герой окает, другой не выговаривает какую-то букву, третий говорит исключительно терминами и т.п. Как в анекдоте.
► Главный герой – единственный, чья речь имеет хоть какие-то особенности, все остальные персонажи остаются в этом отношении «картонными».

Вы скажете, а как же надо, если и так нельзя, и так плохо.
На мой взгляд, для начала нужно понимать, что влияет на речь персонажа, из чего она вообще «состоит», что делает ее особенной, индивидуальной.
Итак:

-2

I. Начнем с «происхождения» речи

Нет, я не буду рассказывать, как вообще появилась речь, поговорим о том, почему человек так или иначе разговаривает, что влияет на формирование особенностей его речи. Причин много, назову только самые главные.

1️⃣ Характер, темперамент
Самое простое. Конечно же, черты характера, темперамент человека сказываются на его речи. Вспомним героев А. Дюма. Замечу, что до сих пор нет единого мнения о темпераментах гасконца и мушкетеров, потому чаще ориентируются на то, как этих героев воплощают актеры кино.
Холерик Д’Артаньян говорит быстро, часто кратко, эмоционально, сопровождая слова жестикуляцией, мимикой.
Портос сангвиник + холерик. Отсюда юмор пополам с тщеславием, дружелюбие, но и словесные перепалки, почти детское доверие друзьям и угрожающие эмоциональные всплески с врагами.
Меланхолик Атос высказывается тогда, когда сам этого хочет, когда необходимо, всегда по существу дела. Контекста в его речи больше, чем текста.
Арамис, на мой взгляд, если и флегматик, то мнимый. Его кротость в речах, смирение и терпение являются маской, под которой скрываются те еще страсти.
Речь героя, персонажа должна соответствовать его характеру, темпераменту.

2️⃣ Воспитание
Тоже просто. Чаще всего мы говорим так, как говорят наши родители, родственники. Это имеет огромное значение. Во многих, к примеру, фэнтези герой – сирота, росший в приюте. Так нужно это учитывать. В реале речь ребенка, выросшего в детском доме, кардинально отличается от речи того, кто вырос в семье. А уж о Маугли и говорить не приходится, разговаривать он может только в сказке.

3️⃣ Образование, эрудиция, кругозор
Не столько образование формирует речь, сколько его специфика. Увы, сегодняшняя специализация проигрывает универсализму 17-18 веков. Ломоносову образование не помогло бы, если бы не его жажда знаний в разных областях, отсюда и богатейший словарный запас, и оперирование им.

4️⃣ Профессия
Профессия расширяет словарный запас человека, но дело не только в терминологии. Кстати, писателю необходимо соблюсти баланс:
► действительно показать профессиональные знания, умения, навыки героя через его речь и действия;
► сделать это так, чтобы читателю, не владеющему профессией героя, было все понятно. То есть не стоит перенасыщать речь героя терминологией.
Мне нравится, как показывают человека определенной профессии Т. Драйзер, А. Хейли.
Следует учитывать, что профессия стремится создать свой, особый язык и в общем, и в частностях. Так моряки говорят «компа́с» вместо «ко́мпас», однако язык военных моряков будет отличаться от языка гражданских.
Чем древнее профессия, тем устойчивее (постоянно меняющийся, обогащающийся) ее язык. Профессиональный жаргон, арго, сленг – все это имеет место быть.

5️⃣ Увлечения, хобби
Увлечения, хобби, досуг в целом тоже влияют на речь человека. Скажем, человек, занимающийся спортом, непременно ввернет соответствующие занятию словечки.
Шерлок Холмс играет на скрипке. Но почему именно на ней? Зачем вообще писатель дает герою такое умение?
Игра на скрипке отличается тем, что качество, высота звука, тон, ритм, изменения тембра возможности вибрато, гармоники и др. зависит только от исполнителя, от овладения специальными техниками игры. Недаром же музыкальные легенды связаны в основном со скрипачами. На одной клавише рояля сыграть невозможно, а на одной струне скрипке… ну, вспомним о Паганини.
Холмс не просто рисует музыкальные узоры, он их выстраивает в определенном логическом порядке, как и свои расследования, что и отражается в его речи: в ней нет ничего лишнего, объяснения просты и понятны, как только он озвучивает причины и следствия.

6️⃣ Способы мышления
Виды (типы), способы, методы мышления влияют на то, как
человек выражает свои мысли. Важно, какой вид развит сильнее. Речь персонажа с аналитическим складом ума будет отличаться от речи персонажа с образным или ассоциативным мышлением. Они по-разному думают, чувствуют, объясняют, рассуждают и повествуют.
Дети выражают мысли иначе, чем взрослые, мужчины – иначе, чем женщины. Это тоже стоит учитывать.
Писатели, которые только начинают писать детскую литературу, часто совершают ошибку: не передают детскую речь, а имитируют ее. А имитация всегда недостоверна.

7️⃣ Культура
Культура, культурная среда, в которой вырос человек, дает ему не только мировоззренческую основу, традиции, ритуалы, обряды, вероисповедание и т.д., но и знания, которыми он пользуется всю жизнь. Эти знания, безусловно, проявляются в речи, в выборе тем разговора, в понимании культурных образцов и образов, в речевом контексте.
Кроме того, мировая культура, национальная формируют как общечеловеческие ценности, так и частные. Ценности со временем меняются. Важно же, в каком времени живет герой.
У Р. Хайнлайна есть роман «Имею скафандр, готов к путешествию». В нем «вселенское сообщество» собралось судить Землю, землян за совершенные преступления. Для этого на суде представлены люди из разных времен: древний человек, римский воин и герои романа – парень и девочка. Речь римлянина свелась к «а имел я вас…», но в его речах не было ненависти: «под ломаной грамматикой, смачными ругательствами и грубой натурой старого сержанта – отвага, смелость и человеческое достоинство». Наши герои-земляне из другого времени кричат ему «браво», разделяя ценности. И никто из инопланетян не понимает, почему они просят вернуть их домой: «Мы предпочитаем разделить судьбу всех людей, оставшихся на Земле».
А вот фильм «Аватар» для меня лично – это фильм о предателе человечества. И никакая любовь не оправдывает того, что он стреляет в своих же.

8️⃣ Среда проживания
Жители Юга говорят иначе, чем жители Севера.
Выросший в деревне герой до конца жизни будет говорить иначе, чем тот, кто вырос в городе, даже если переедет в мегаполис.
В столице по речи мгновенно вычислят провинциала, как в провинции так же быстро определят «столичную штучку».
Что уж тут говорить о людях из разных стран?! Анекдоты о том, как встретились русский, американец и француз не изживут себя никогда. Как-то мне довелось постоять в огромной очереди желающих развлечься в парке аттракционов. В очереди были группы из разных стран. По поведению, речи, манерам речи сразу было понятно кто есть кто: улыбающиеся, разговаривающие шепотом корейцы, шумные болтливые китайцы, развязные, словно снисходительные немцы, галдящие, перебивающие друг друга, жестикулирующие итальянцы, – все здорово узнаваемые.
Мы пишем по-русски, но смешно бывает, когда в фанфиках по китайским или японским историям герой разговаривает, словно он "Шикумара из города Самара".

9️⃣ Круги общения
Всем известно народное выражение: «С кем поведешься, от того и наберешься». Это правда. Мы еще поговорим подробнее об этом, когда затронем уровни общения, но, естественно, круг общения не только влияет на речь человека, но и создает свой особый язык. Участникам круга не надо лишних слов, чтобы понять друг друга.
Робинзону Крузо страшно не хватало живого общения с человеком: он разговаривал сам с собой, вел дневник, даже попугая научил кое-чему, но лишь появление Пятницы дало ему возможность говорить с кем-то.
Бывает интересно по сюжету, когда персонаж меняет круг общения. Девушка из провинции попадает в круг столичных «мажоров», бедный притворяется богатым, а богатый бедным, полицейский внедряется в банду преступников, шпион вообще должен многое знать, чтобы быть «своим среди чужих» и т.д. Такие книги всегда интересны.

1️⃣0️⃣ Физические данные
Тоже немаловажная причина «происхождения» речи. Был я знаком с девушкой, которая говорила очень тихо. Ее все время просили громче, а она просто не могла – так были устроены ее связки. Несколько лет назад в литературе стали популярными истории людей с отклонениями, аутистов, к примеру, – истории преодоления. Многие дефекты речи связаны с физическим строением голосового аппарата, с развитием мозга и т.д. Я не буду тут их перечислять,
дам в пятницу словарик, который, возможно, вам пригодится.

Конечно, я назвал не все основы того, почему человек говорит так или иначе. И все же это ориентиры, которые помогут понять, выстроить речь собственного героя.
Далее будет много интересного по этой теме.
Все статьи в подборке
"О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.