Найти тему

Ложиться с Леной и вставать с Леной

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.

Таким образом продолжилось осуществление проекта, который в Русском техническом обществе обсуждался ещё в 1888 году и был из-за отсутствия техники и денежных средств отклонён. В довоенном Советском Союзе реализация проекта продолжилась. Проблема нехватки рабочих рук для стройки была решена передачей объекта особому управлению ОГПУ. В основном силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага) было организовано строительство трёх соединительных линий от Транссиба к намечавшейся трассе БАМа: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал.

В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 году подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.

В январе 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны с построенного к этому времени участка Бам — Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск (Волжская рокада).

В июне 1947 года продолжилось (в основном силами заключённых Амурского ИТЛ (Амурлага) строительство восточного участка Комсомольск-на-Амуре — Ургал.

До расформирования Амурлага в апреле 1953 года, были отсыпаны насыпи на всем участке, уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 — Березовый (Постышево). Участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945 году. Первый поезд на полном протяжении линии Тайшет — Братск — Усть-Кут (Лена) прошёл в июле 1951 года, а в 1958 году участок был сдан в постоянную эксплуатацию.

В 1975 году Воронежскому мостовому заводу было поручено освоить изготовление мостовых конструкций для переходов трассы БАМа через сибирские реки. Мосты эти должны были иметь особую конструкцию и изготавливаться из специальных материалов с тем, чтобы в течение 100 лет выдерживать условия Сибири и, в первую очередь, сверхнизкие (для мостов) температуры. Первым таким мостом стал мост через Лену. До этого на Лене мостов не было вообще на протяжении всех её 4400 километров.

Ко времени приказа о строительстве моста по реке Лена со станции Усть-Кут шло всё обеспечение строительства западного участка БАМа. Это очень тормозило стройку в целом, к тому же с прекращением навигации в сентябре перевозка крупных грузов прекращалась вовсе. Поэтому отгрузить последние конструкции с Воронежского завода нужно было не позднее 15 июля.

Поэтому на планёрке в начале года директор сказал своему недавно назначенному заместителю по производству: «А тебя, Павел Михайлович, я освобождаю от всех работ; ложись с Леной и вставай с Леной».

Павел Михайлович смог организовать работу так, что конструкции были отгружены 4 июля.

После моста через Лену завод изготавливал конструкции для других мостов трассы.

В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года. 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. 29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта, 1 октября на станции Куанда было торжественно уложено «золотое» звено; обе части дороги соединены в единое целое. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.

БАМ стал звёздным временем для Воронежского мостозавода. О нём стали писать газеты и рассказывать радио и телевидение, в 1984 году завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Звездным временем стал БАМ и для Павла Михайловича Волдочинского, моего отца.

Павел Михайлович Волдочинский
Павел Михайлович Волдочинский

Билет на первый литерный поезд, пропущенный по мосту БАМа через Зейское водохранилище.
Билет на первый литерный поезд, пропущенный по мосту БАМа через Зейское водохранилище.

В том же, 1984, году он был удостоен звания «Заслуженный строитель РСФСР».