Найти в Дзене

Турецкий Урюпинск: сказочная жопь особого назначения, где живут суровые мечтатели.

Оглавление

Практически в каждой стране есть свой Урюпинск — столица провинции, глубинка с недалёкими/грубоватыми жителями, синоним захолустья. Дыра дыр. Ещё проще — жопь. 

В Турции кармическим побратимом Урюпинска (с его укоренившейся репутацией) является город Йозгат, центр одноимённой провинции. В масштабах страны, географически, это тоже самый центр почти. Примерно как пупок. Привет Витрувианскому человеку!

Оба два, Йозгат и пупок, сидят себе, молчат, не играют особой роли, ни на что не влияют, но без них тоже никак. 

Стержень, обещания и задоринка

Я оказалась в Йозгате в конце июля в рамках личного челленджа "Посетить все 81 турецкую провинцию" (для сравнения — в России 89 регионов). 

Не зная, чего ожидать от нового места, я приехала туда ближе к вечеру с тем расчетом, что, если понравится, заночую, а если нет — успею покинуть и доехать куда-то ещё, до того как "заснёт город и проснётся мафия". 

Взяв на автовокзале первое такси, попросила отвезти меня в центр. Обычно это лицо города — бритое, умытое, припудренное, подкрашенное, причёсанное, принаряженное. 

Одним из признаком центра в Турции часто является Часовая башня/Саат кулеси. Местной башне всего 115 лет, и если раньше она служила для оповещения об ахтунгах и наблюдения за пожарами, то сейчас объекту присвоен утешительный статус Символа города. И башне приятно, и у города есть стержень типа. 

Меркез, городской центр, почти всегда подразумевает площадь. Это место, где, к примеру, в период выборов можно собирать активную часть горожан и организованно кормить их обещаниями. В остальное время площадь служит местом встреч и убивания времени в зависимости от сил, фантазии и наличествующих средств. 

Площадь Йозгата оказалась достаточно просторной для складывания первого впечатления о городе. Однако, оно сложилось двояким: вроде вокруг всё по-провинциальному чинно, но как-то без задоринки. И я решила её поискать. Вдруг она прячется где-то, стесняясь пришлых глаз. 

Огурец, новодел и лоскут

Впереди маячила мечеть, и я, прихватив дань уважения, направилась к ней, чтобы отдать. В гости, как известно, с пустыми руками не ходят. Путь пролегал через базарные ряды и торговые подстилки.

Судя по ассортименту, огурец тоже может смело претендовать на символ города. Хотя бы сезонный. 

Построенная в 18 веке в стиле турецкого барокко мечеть Чапаноглу считается старейшей в городе. Хотя по меркам 5000-летней истории этих мест, которые помнят ещё хеттов, — это чистой воды новодел. Другие культурные строения представляют ещё более новую историю. 

Я включила любопытство на максимальную мощность, до предела откалибровала фокус зрения и продолжила йозгатить. 

Тут и там в клубах табачного дыма ворковали кучки горожан, под тихое бреньканье ложечки о край стеклянного бардака неспешно шла традиционная торговля всякостью, но не было какой-то живости, бойкости. 

Самое живое и громкое место Йозгата — круговое движение вокруг той самой Часовой башни. 

Вообще возникло подозрение, что это такой местный аттракцион: покружить немного, поклаксонить от души, обменяться матюками, выплеснув таким образом негатив, и поехать дальше по делам. 

Поиски хоть чего-то интересного привели меня в городской парк. Он представляет собой небольшой облагороженный лоскут земли, окружённый стражами-многоэтажками. 

Журчание небольших фонтанчиков приятно заглушает окружающую пронзительную скуку. Для борьбы с тоской и немощью есть велодорожки, но езда по небольшому замкнутому кругу, с постоянно выбегающими под колёса детьми, может повлечь за собой нервное расстройство. 

Но все улыбаются и машут. Мысленно. Руками. Мол, ступайте вы, ханымэфенди, отседова Kudykina Dağı'na со своими интересностями. И без вас тошно. Мы сами всё знаем. 

Обойти и намечтать

Не только сами местные, но и остальные турки знают, что крепко застрявший где-то между маленьким городом и большим селом Йозгат — слаборазвитый анатолийский город, который не поспевает за инновациями, какой бы богатой ни была его история. 

Та, кстати, любит напомнить, что на протяжении всего существования города на него никто никогда не нападал. 
И даже Александр Македонский во время победного захватного марша своей армии по Малой Азии обошел стороной Йозгат (тогда еще именуемый Бозок). То ли поберёг его, то ли просто не счёл нужным тратить время и силы на этот Скучногородск. Так и прошёл мимо.

Я специально прогулялась в интернет почитать мнения жителей о родном городе. Выяснилось, что тот настолько забыт и потерян во времени, что горожане искренне счастливы, когда слышат название Йозгат в прогнозе погоды по телевидению))

Находящийся всего в 170 км от Анкары Йозгат также известен как город с невероятно высоким уровнем миграции. Нет, это не столица разочарований, как можно подумать. Это город, который не позволяет некоторым его жителям мечтать в принципе.

Хотя лет 7 назад жители таки намечтали себе наконец городскую больницу и первый торговый центр с актуальными брендами. Всего 7 (семь, Кемаль!) лет назад. 

Но для полноценной жизни этого не достаточно, поэтому утечка населения весьма ощутимая. Чем меньше перспективы, тем больше переселенцев.

Сосновый, трезвый и звенящий

Веющая здесь годами бедность переплетается с сосновыми ароматами. Сосновый лес на склоне горы в 2 км от центра (некогда первый национальный парк Турции) — самая красивая и любимая часть города. Турки любят всё, где можно устраивать пикники, заедать проблемы.

На фоне доминирующих лысых ландшафтов Анатолии, виной чему недальновидные предки, этот лес выглядит последним волосом. Но известные трансплантацией волос турки в последние годы вовсю взялись засаживать деревьями горные плеши. Это правильно. Жаль, засадить людьми пустеющий город намного сложнее. Хотя нужно ли это?

Есть немало тех, кого здесь держит не просто патриотизм, родная земля и могилы предков. Некоторые выбрали Йозгат по зову сердца, а не от безысходности. 

Среди преимуществ города горожане называют размеренный и спокойный образ жизни, сейсмическую безопасность (из разломов разве что трещины в городском бюджете), отсутствие алкоголя в местных ресторанах/кафе (иначе бы все напрочь спились) и отсутствие бешеного траффика на дорогах. Плюс умеренный климат. А зимой и вовсе сказочный дубак, звенящий иной раз на отметке минус 20°С.

Полагаю, в такую погоду ни о чем другом думать нельзя. Наверное, это и является преимуществом. Эдакий природный блокатор проблем. Суровый, но бесплатный. 

Плечо, звёзды и узел

Если отбросить большие ожидания, то Йозгат прекрасен для тех, кто его понимает и чувствует. Это один из редких городов, который до сих пор не утратил своей естественности.

На базаре все друг друга знают, это даёт чувство плеча, братства, защищённости. Здесь привыкли рассчитывать не на власть, а на соседей.

И звезды здесь, говорят, светят ярче, потому что их не закрывают небоскрёбы и чрезмерная шайтан-иллюминация.

С точки зрения отражения социальных, культурных и политических особенностей Центральной Анатолии, Йозгат важен как крайне консервативный и религиозный город (и вся провинция в целом), где сильны традиции и старомодный уклад жизни.

В этом смысле середнячок Йозгат — хороший выбор для тех, кто осознаёт, что "пупок" это не только ям(к)а, впуклость на карте тела/страны. Это, прежде всего, узел, соединяющий Восток и Запад страны, прошлое и будущее.

Турция — разноликая страна с высоким уровнем толерантности, и либерализм, конечно, прекрасен, но кто-то должен беречь культурный код.

Поэтому пока есть такие охранники как Йозгат, никто не взломает этот код и не победит турецкий народ.

*****

Извинившись перед Йозгатом, я решила ехать в соседний Чорум и ночевать там: статус "Географического центра Земли" по версии интерактивной карты мира Google maps интриговал больше, чем "Приблизительный центр Турции". И внутренний голос тоже поддакивал этому. 

А я не люблю с ним спорить, особенно в путешествиях, когда он говорит с интонацией Николая Дроздова))

Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!