В этом рассказе я расскажу о случае произошедшем во время моей учебы в институте, учился я в первой половине восьмидесятых годов прошлого века. Для мужской части студентов, в те времена существовал обязательный предмет, который назывался «военная подготовка», те кто учился на нашем факультете изучали его три года с второго курса по четвертый. В расписании занятий на него отводился один полный день, с 8:00 до 17:00 и вечер накануне, он использовался для самоподготовки, явка на которую тоже была обязательна, студентки за наш счет имели один лишний выходной. Не все из студентов, могли попасть на «военку», об этом я узнал только после института. У меня есть институтский приятель – Гера, общаемся с ним до сих пор, родом из Магадана, к занятиям не был допущен из-за политических статей судимости кого то из родителей, знал и еще одного такого студента. Георгий после окончания Вуза, был призван на срочную службу и один год отдал Родине в качестве рядового солдата. Военная кафедра Томского Политехнического института располагалась в здании бывшей тюрьмы, где многое напоминало об прошлом. Стены были сложены из потемневшего от времени, красного кирпича и имели значительную толщину, помещения полуподвального цокольного этажа, ранее видимо использовались под карцеры и камеры, некоторые из них были оборудованы массивными стальными дверями с запорами и смотровыми окошками. Трехэтажное здание имело форму буквы «П», было внушительных размеров, в левом крыле размещалась кафедра физкультуры, там было несколько спортивных залов. Внутри был асфальтированный просторный плац и двухэтажная постройка замыкавшая периметр, в ее аудиториях размещались образцы боевой техники. На военной кафедре был и военный распорядок, пропускная система на входе, посты дневальных в вестибюлях и холлах, каждый этаж отводился определенному циклу, готовящему специалистов по отдельной воинской специальности. В холлах всегда было сыро и прохладно, так как силами студентов и лаборанток, для поддержания чистоты использовался способ называемый «влажная уборка». Формой одежды для студентов являлись темные брюки, зеленая офицерская рубашка, темно-зеленый военный галстук и позолоченная заколка, прижимавшая галстук к рубахе. Уже по окончанию института, на заводе слышал такую байку. У студента друг взял накануне галстук взаймы и вовремя не вернул, майор увидев его вид, не принял во внимание оправдания и дал ему 30 минут добежать до общежития, найти галстук и вернуться. Студент, поняв бесперспективность этого способа и получив отказ от дневального, на время поделиться галстуком, проявил смекалку и сообразительность. В туалете, где никто его не мог видеть, отломил от пола полоску линолеума темно-зеленого цвета, прикрепил ее с помощью заколки и в таком виде вернулся в аудиторию. Офицер вскользь взглянув на бойца, сказал: «Молодец, можешь ведь когда захочешь, проходи на место и садись». Аудитория сдержала хохот и улыбки, чтобы не выдать товарища. Заканчивалось обучение по этому предмету, прохождением воинских сборов, в местах расположенных по всему периметру нашей необъятной державы, от Благовещенска до Калининграда, сдачей государственного экзамена с последующим присвоением звания «лейтенанта». Часть выпускников Вуза распределялись прямо в воинские части, для прохождения срочной службы. Переходим к «соли» рассказа.
Накануне, на самоподготовке, нам было предложено самостоятельно изучить какую-то пройденную тему, разрешалось пользоваться своими конспектами, которые мы вели в специальных пронумерованных и прошитых с помощью шила, «цыганской» иголки и сплетенной толстой нитки тетрадях, концы нити были заклеены биркой с печатью. Эти тетради хранились в специальном опечатанном чемодане, которым заведовал «секретчик», студент имевший за плечами срочную службу в СА. Перед каждым занятием, он получал под роспись этот чемодан в специальной «секретной» комнате, а по окончании сдавал обратно на хранение. Помню, что над этой комнатой висел плакат, времен войны, девушка в красной косынке прижимала палец к губам, надпись гласила: «Не болтай!». Утреннее занятие вел майор Виталий Маркович Сыпченко, в моих глазах, это был образец советского офицера. Майор несмотря на возраст за пятьдесят, был всегда подтянут, спортивного типа, высокий, с холенной выправкой, виски его привлекательного лица украшала седина, очень образованный, все офицеры были после академий, увлекался вопросами русского языка, прекрасно пел классические арии, был строг и справедлив, не переносил юлящих, скользких, нечестных, подленьких людей. Правда был большим любителем выпить, но я его за это не сужу, как показывает жизненный опыт, самые большие моралисты – это бывшие б…ди и алкоголики. В начале занятия уточнил по какой теме, мы накануне готовились, выдал тетради на пятнадцать минут, для подготовки, через положенное время заставил «секретчика» их собрать и пробежавшись по списку фамилий в журнале вызвал к доске студента Олега Гирько.
Олег был выдающихся способностей, по виду «ботаник», в очках, ходил не сгибая и не вытягивая стоп, ленинской походкой, учился на одни пятерки и окончил вуз с красным дипломом. Сам не пьющий, он тем не менее был компанейским парнем, в футбол играть не умел, но выполнял в мини футбольной команде роль вратаря, играли на снежной баскетбольной площадке четыре на четыре, и он обхватив штанги руками (их роль выполняли стойки вышки с щитом и корзиной) стойко принимал мощные удары на себя, не отворачиваясь от них. Олег вышел к доске и начал скороговоркой подробно отвечать. Через некоторое время, Сыпченко подозвал к себе «секретчика» и попросил достать из чемодана и дать ему конспекты Гирько. Майор внимательно слушал речь ответчика и смотрел в его тетрадь, внезапно он прервал Олега: «Гирько я был о вас лучшего мнения. Вы списали текст, вы даже знаки препинания в ответе, расставляете аналогично вашим записям и ударения ставите там же, где они есть в тексте. Идите на место. Ставлю вам двойку». Гирько не захотел безропотно сдаваться, едва ли не плачущим от обиды голосом, он затараторил: «Я никогда ничего не списываю, у меня великолепная память». Майор усмехнулся и встав со стула предложил Олегу сесть на его место, что тот и выполнил, затем из своего портфеля достал толстую книгу, раскрыл ее и отметив ногтем на странице начало и конец тестового задания, сказал: «Читайте в слух, с выражением от сих пор до сюда». Положив книгу перед Гирько, он стал прохаживаться между рядами, за которыми замерев сидели остальные свидетели невиданного состязания. Испытуемый с чувством прочитал предложенный текст, закончив он встал и протянул книгу офицеру. Теперь уже, тот сел, положил книгу перед собой и сказал Олегу: «Перескажите содержание!». Отличник, волнуясь, начал пересказ, мы вытаращили глаза от изумления, говорил он слово в слово все то что, только что прочитал, надо сказать текст был непростой. Виталий Маркович не дослушал до конца, захлопнув книгу, он прервал пересказчика: «Я вынужден извиниться перед вами, вы действительно обладаете феноменальными способностями, идите на место. Я ставлю вам пятерку!».
P.S. Анекдот по теме.
Марья Ивановна заносит в класс портрет Кала Маркса, вешает его на доску и обращаясь к детям, спрашивает:
- Дети вы знаете кто это?
Вова с первой парты тянет руку и не дожидаясь разрешения, отвечает:
- Это наш водопроводчик Василий Иванович.
- Володя, это один из главных вождей мирового пролетариата.
Володя захныкав:
- А вот пойдемте после школы, я вам покажу!
После школы Марья Ивановна вместе с Володей идут к ЖКУ, вслед за мальчиком учительница спускается в подвал и зайдя в мастерскую видит стоящего за верстаком слесаря, как две капли воды похожего на Карла Маркса, который напильником обтачивает «колено». Обращаясь к нему она говорит:
- Василий Иванович вы знаете на кого вы похожи?
- Да меня все этим замучили.
Отвечает Василий Иванович, продолжая, работать.
- Ну вы бы, бороду побрили, волосы подстригли — говорит Марья Ивановна.
Василий Иванович отложив напильник в сторону:
- Ну побрею я бороду, подстригу волосы... А умище куда я дену?