Карикатур у нас будет две.
Первая карикатура, которую вы видите выше, относится к концу 18 века.
Я, честно говоря, когда ее увидела, подумала, что это бытовая зарисовка. Ну то есть, если дама замерзла, а в комнате никого нет, быстрее погреться вот так, чем стоять около камина в платье, (а в нем близко не подойдешь, ибо может вспыхнуть), и ждать, пока тепло проникнет под ткань.
Но потом я нашла описание сопутствующих деталей, и оказалось, что картинка не очень приличная и как бы осуждающе предостерегающая.
Дама натопила камин до такой степени жары, что кошка или собачка сознание потеряла на переднем плане.
В руках у дамы роман. Конкретный. Он называется Монах, и его автор - Мэтью Грегори Льюис (1775-1818 гг.) Роман вышел в 1796 году, так что карикатура относится примерно к этому периоду.
Льюис был английским модным романистом, который писал в стиле "готический хоррор". Не для слабонервных, в общем.
В романе Монах он накрутил в сюжет все, что только можно было накрутить в сюжет романа.
Там и призраки, и беременные монахини, и падшие монахи, соблазненные демонами, и убийства, и коварства, и склепы с подземельями, в общем - с воображением у парня было не все в порядке - оно было слишком буйным.
Вот именно этот роман, который в целом, если отбросить все ужасы, все-таки о любви, и разных сопутствующих патологиях, и держит в руках наша героиня, грея пятую точку у камина.
Видимо, суть карикатуры в том, что романы для дам вредны - они слишком распаляют фантазии бедняжек и разные части их организма тоже. На что и указывает камин и окорочка перед ним.
На ход фантазий дамы намекают еще две книги - одна посвящена Поцелуям, другая - Экономике любви. На камине целуются путти, из-за шторы выглядывает картина с Данаей. А на столе стоит початая бутылка с вином, полбутылки дама уже приняла, между тем фужер мы видим только один.
В общем - дама перечитала романов, что не есть хорошо.
Выйди - проветрись! Как бы намекает ей карикатура.
Видимо, картинка была достаточна известна, потому что в 1810 году мы неожиданно встречаем ее копию. Но здесь оттенок у нас уже откровенно политический.
Сюжет как бы тот, да не тот.
Неприкрытой частью дама стоит не только к камину, но и к бюсту Наполеона, который на этом камине расположен. И дама, практически поджаривая филей, на этот бюст задумчиво посматривает.
Уже знакомый нам перегревшийся кот, опять в обмороке, обстановка и камин в духе времени - спартанская, классическая, а читает дама уже не некие готические ужасы, а самую, что ни на есть неприличную книгу - Тереза Философ.
Это тоже роман, название которого вообще не принято было произносить в дамском обществе, что не мешало ему, в свое время, продаваться гигантскими тиражами.
Написан он был в 1748 году, предположительно Жаном-Батистом де Буайе, маркизом д'Аржансом (1704-1771 гг.) который был не извращенцем, а философом, деятелем Просвещения и другом Вольтера.
Но роман, который он написал (он, впрочем, от чести считаться его автором всячески отбрыкивался), получился у него весьма специфическим.
В общем - то, что этот роман в руках у дамы - громко говорит зрителю о ее величайшей распущенности.
Собственно, это и есть главная мысль карикатуры. И дама на ней изображена вполне конкретная - это Гортензия де Богарне (1783-1837 гг.), падчерица Наполеона, дочь Жозефины де Богарне от ее первого мужа, которую Наполеон выдал замуж за своего младшего брата.
Карикатура на Гортензию голландская. Потому что муж ее был королем Голландии, а она, соответственно - королевой. И в Голландии их обоих не любили. И карикатура имеет ярко выраженный протестный политический характер против ставленников Наполеона.
А вообще, в жизни, Гортензия была плоха тем, что слишком была хороша.
В нее влюблялись и она влюблялась.
Возможно, к тем романам, которые реально существовали, толпа приплюсовала те, которых не было. Так это или не так - мы не знаем.
В частности, к Гортензии хорошо относился Наполеон. У него даже была мысль, когда у него не было еще собственного сына, сделать наследником сына Гортензии, если он у нее родится.
Хорошее отношение императора, естественно, было замечено окружающими и вылилось в версию об их романе, и о том, что первый сын Гортензии, который родился после ее замужества - на самом деле сын Наполеона.
Самое интересное, что в это верил и ее муж, дико ее ревновавший, и превративший ее жизнь в ад. Этим он только оттолкнул ее от себя и, так сказать, быстрее и надежнее отправил в чужие объятия.
Гортензия родила 4х сыновей.
Из них 3 официально считались детьми ее мужа, а один точно был от любовника.
Однако ее муж признавал только одного мальчика - второго по счету.
- Первый ребенок умер в детстве.
- Второй, которого ее муж признавал - в 26 лет, от кори,
- а третий стал сперва Президентом Французской республики, а потом - императором Франции - Наполеоном Третьим. Впрочем, потом он трон потерял и умер в изгнании.
- Четвертый сын Гортензии, который точно от любовника, стал политической фигурой при брате - императоре.
В общем-то у всех были сильные сомнения, что и Наполеон Третий имеет отношение к семье Наполеона Первого, но обратное не доказано.
Так или иначе, Гортензия всегда была на подозрении относительно своей добродетельности. Она отличалась легкомыслием, красотой, и любвеобильностью, возможно, многократно преувеличенной ее недоброжелателями.
Собственно - свою мысль эти недоброжелатели и выразили в предложенной карикатуре.
Вообще о Наполеоне и его семье у меня была целая серия материалов, которые вы можете найти по ссылке:
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.