Магнитная левитация, или просто маглев, — это технология, которая позволяет объектам парить в воздухе с помощью магнитных полей.
Когда мы приближаем магниты друг к другу, и они либо притягиваются, либо отталкиваются. Технология магнитной левитации — это когда поезд движется вот в этом слое воздуха между отталкивающими друг друга магнитами. Поезда маглев не касаются рельсов, именно поэтому они могут двигаться очень быстро, не теряя энергии на трение.
История маглева
История магнитной левитации весьма увлекательна и насчитывает более столетия разработок и исследований.
Ранние патенты и эксперименты (1900-е - 1940-е годы)
Первый релевантный патент был выдан Альберту С. Альбертсону 2 декабря 1902 года,. Он использовал магнитную левитацию для снятия части веса с колес при использовании традиционного привода.
В 1912 году французско-американский изобретатель Эмиль Башеле продемонстрировал модель поезда с электромагнитной левитацией и пропульсией в Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк.
В 1907-1941 годах было выдано несколько патентов различным изобретателям по всему миру на высокоскоростные транспортные системы, использующие магнитную левитацию и линейные моторы.
В конце 1940-х годов британский электротехнический инженер Эрик Лейтвейт разработал первую полноразмерную рабочую модель линейного индукционного мотора, который в дальнейшем стал основой для маглева.
Первые коммерческие маглевы (1980-е и дальше)
Первый коммерческий маглев был запущен в 1984 году возле Бирмингема, Англия.
Этот маглев двигался по 600-метровому участку монорельсовой дороги между аэропортом Бирмингема и железнодорожной станцией Бирмингем Интернешнл со скоростью до 42 км/ч.
В 1979 году Германия начала тестирование технологии маглев. В июле 1989 года в Берлине была открыта линия M-Bahn - это была невысокоскоростная маглевная линия с тремя станциями, предназначенная для заполнения транспортных пробелов, созданных строительством Берлинской стены.
Где сейчас есть линии маглева
На сегодняшний день поезда на магнитной левитации эксплуатируются в нескольких странах, но основные коммерческие линии сосредоточены в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Китай
Шанхайский маглев является самым быстрым коммерческим пассажирским поездом в мире, достигая скорости в 430 км/ч. Это первая в мире коммерческая маглевная линия, которая была запущена в 2004 году.
Вторая линия маглев в Китае — в городе Чанша. Протяженность — 18,55 километра, по пути расположены три станции, связывающие международный аэропорт Чанша и высокоскоростной железнодорожный вокзал Чанша Южная, с промежуточной остановкой в Лангли.
Поезда на этой линии спроектированы для скорости в 120 км/ч, хотя на деле их эксплуатируют на 100 км/ч.
В Пекине в 2017 году была открыта новая средне-низкоскоростная маглевная линия Line S1.
Южная Корея
Дорога с поездами на магнитной левитации соединяет аэропорт Инчхон с курортом Yongyoo-Mui. По пути шесть остановок, и всего маршрут занимает 6,1 км.
Поезда мчатся с максимальной скоростью в 110 км/ч, что довольно быстро для городской местности.
Система запущена 3 февраля 2016 года, в основе — собственные технологии южнокорейской компании Hyundai.
Япония
Проекты маглева в Японии демонстрируют стремление страны к инновационным технологиям в области железнодорожного транспорт. Хотя большинство из них еще не завершены, они обещают значительно улучшить транспортные связи в будущем.
- Линия Чуо Синкансен (Chuo Shinkansen). Строительство линии между Токио и Нагоей, с планами на расширение до Осаки.
Первый этап этой линии свяжет станцию Шинагава в Токио и станцию Нагоя в Нагое, с промежуточными станциями в Сагамихара, Кофу, Иида и Накацугава.
Планируемая скорость движения поездов по этой линии составляет 505 км/ч.
Первый этап от Токио до Нагои планируется открыть в 2027 году.
- Линия Яманаси Маглев (Yamanashi Maglev Line). Эта линия в настоящее время находится в стадии тестирования и не перевозит пассажиров по регулярному расписанию.
Здесь поезда могут развивать скорость до 603 км/ч, что делает их самыми быстрыми некоммерческими поездами в мире.
- Линия Чуо Синкансен (Linear Chuo Shinkansen). Это новая линия для поездов на магнитной левитации, строительство которой ведется в Японии. Запустить собираются к 2027 году. Поезд будет связывать Токио, Нагою и префектуры Нара, с финальной остановкой в Осаке.