Шокирующие результаты предварительных расследований событий 7 октября, когда отряды ХАМАС неожиданно вторглись на юг Израиля. Выясняется, что боевики ХАМАС так быстро достигли нескольких израильских военных баз, что солдаты на них не были готовы к отражению атаки. Судя по видеороликам, многие из солдат были полуодеты - возможно, в момент нападения они спали.
Почему вторжение оказалось столь внезапным, и к нему явно не были готовы армия и спецслужбы — все эти вопросы сейчас обсуждаются в прессе и соцсетях. Отдельно обсуждается роль политического руководства, и главный вопрос звучат так: чей это был провал, разведки или политического руководства?
И озвучиваются и сомнения в способности премьера Нетаньяху эффективно руководить страной в нынешний драматический период. Появились призывы укрепить кабинет Нетаньяху специалистами, военными, компетентными политиками – и вот что, в частности, писала об этих инициативах газета «Хаарец»:
«Нельзя допускать, чтобы политик, ответственный за провал 2023 года, руководил войной единолично».
Вспоминается, как еще в недавние, довольно мирные времена Нетаньяху буквально купался в лучах общественного внимания. Все обсуждали его действия и он постоянно был в новостях в самых разных видах – даже в виде памятника.
Это группа жителей Тель-Авива придумала такой художественный проект – они установили памятник премьеру перед зданием городской мэрии. Окрашенный золотой краской монумент высотой в четыре с половиной метра создал тогда художник Итай Зелиат.
Правда, простоял памятник очень недолго. Городские власти постановили его убрать, потому что акция была не согласована с ними – но как бы то не было, Нетаньяху опять тогда оказался в центре внимания. Но сейчас он явно хочет хотел бы, чтобы о нем говорили и писали поменьше – уж больно недоброжелательной тон в дискуссиях по поводу его действий и возможных ошибок.
Впрочем, достается не только премьеру Нетаньяху но и тем, кто придерживается совсем других взглядов, нежели премьер и его союзники-консерваторы. В соцсетях теперь многие критикуют и тех израильтян, которые высказывали симпатии в отношении палестинцев, говорили о дружбе, о необходимости отказаться от излишней подозрительности.
Сторонники жесткой линии говорят, что люди слушали этот поток красивых слов, а тем временем в секторе Газа исламисты завершили свои приготовления к ударом по Израилю. Кстати, среди сторонников дружить с палестинцами были и весьма известные фигуры. Пожалуй, самая известная – это Яэль Даян, дочь знаменитого Моше Даяна.
Он был министром обороны и генералом, которого в Израиле называли главным архитектором побед в войнах в 60-е и 70-е годы.
Во время тех войн Даян как военачальник приобрел всемирную известность. И были утверждения, что среди многочисленных наград генерал-лейтенанта Моше Даяна был даже советский орден Красного Знамени.
По этим утверждениям, Даян во время Второй мировой войны служил в британской армии - и якобы в составе британской военной миссии он приехал в СССР, во время посещения фронта оказался в гуще боя и своей находчивостью сильно помог советским командирам. Кстати, сейчас в израильских соцсетях некоторые вспоминают эти утверждения и пишут:
«Когда-то в чужой стране Моше Даян помог на поле боя разрешить опаснейшую ситуацию – как же Израилю сейчас не хватает такого человека…»
А кто-то вспоминает карикатуры о том, что если Дайан был одноглазым, то затем у израильских лидеров были повязки на обоих глазах, и они просмотрели опасность – вот как сейчас.
Так вот дочь этого знаменитого генерала, став член израильского парламента, начала защищать права национальных меньшинств, в том числе и арабов, живущих в Израиле. Ее за это резко критиковали.
Впрочем, еще большее возмущение религиозных консерваторов, защитников традиционных ценностей вызывало то обстоятельство, что Яэль Дайан защищала вообще все меньшинства, в том числе она боролась за права лесбиянок и геев. Израильские консерваторы вспоминали ее папу – и горько вздыхали.
Очевидно, что в нынешней ситуации сторонники примирения с палестинцами будут весьма враждебно восприниматься в израильском обществе, и все возможные мирные проекты перечеркнуты залпами ракет и боями на юге Израиля.