В годы Великой Отечественной войны не только мужчины совершали подвиги на фронте. Под стать им были женщины, и не только на фронте, но и в оккупированных селениях. Помогали партизанам, сами брали в руки оружие и сражались с фашистами, а порой просто молчали и не выдавали наших бойцов, как то сделала в свое время Прасковья Щеголева. Женщина, которая спасла раненного Советского летчика, но не проронила ни слова о том, где он, понимая прекрасно, что подвергает опасности как свою жизнь, так и жизнь всей своей семьи. Родина тогда для всех была важнее.
15 сентября 1942 года Михаил Мальцев - младший лейтенант авиаполка, был на боевом вылете. В его задачи входило провести штурмовку вражеской техники и подразделений, скопившихся в лесу, недалеко от Дона. Во время выполнения задачи, ИЛ-2 Мальцева был подбит над селом Семилуки, сам летчик ранен. Самолет упал на вершину небольшого холма и далее по ходу движения сполз прямо в деревенский огород. В это время в том самом огороде убирали урожай Прасковья Щеголева, ее мать, дети и племянник. Муж Прасковьи, как и все деревенские мужчины, давно уже ушел на фронт. Прасковья тогда еще не знала, что его уже нет в живых. К сожалению, она об этом так и не узнает.
Схватив лопату, Прасковья стала тушить землей горящий самолет, после чего привела летчика в чувство. Объяснив ему, что немцев в поселке очень много, сказала бежать за дом и далее уходить через овраг в лес. Попытались оказать какую-никакую медицинскую помощь, перевязать, но немцы уже были рядом, медлить нельзя. Раненный летчик успел скрыться. Надо сказать, что спасти она его успела вовремя, потому как уже буквально через пару минут во двор к Прасковье нагрянули немцы с собаками. Прасковья Ивановна только и успела, что предупредить детей о том, чтобы они молчали, говорить она будет сама.
Сначала их просто допрашивали о том, куда спрятался летчик. Когда Прасковья сказала что не знает, немцы пришли в ярость и допрос уже не ограничивался только словами. Стоит еще напомнить о том, что с ними были собаки, которых они активно использовали. После этого ни Прасковья, ни дети, не проронили ни слова. Все стойко молчали, несмотря на все пристрастия проводимого фашистами допроса. Тогда немцы решили поступить по-другому.
Из дома вывели одного из сыновей, 12-летнего Сашу, которого стали допрашивать в сарае. По счастливой случайности именно это ему затем и спасет жизнь. Спастись он сможет один единственный из всей семьи. Допрашивали его таким же способом, применяя физическое насилие. И это мягко говоря. Сами понимаете, допрос был настолько бесчеловечный, что писать об этом нельзя элементарно по соображениям этики и морали. Скажу так - то, что ему удалось выжить, оказалось настоящим чудом. Саша тоже не проронил ни слова, хотя ему и угрожали расправой над его родственниками. Затем его оставили в сарае и пошли дальше допрашивать остальных. Только услышав стрельбу, Саша понял, что ему здесь не выжить. Вспомнив о том, что в сарае есть лаз, он смог выбраться и убежать через поля. Он станет единственным, кто затем расскажет миру эту историю.
Вернувшись к Прасковье с семьей, немцы продолжали издеваться над ними. Никто из них так и не проронил ни слова. Прасковья Ивановна - 35 лет, ее мама, Аня - 9 лет, Полина - 7 лет, Нина - 2 года, два Николая, один из которых племянник - 5 и 6 лет. Для понимания того, что происходило в этот день, стоит сказать, что жилетка дочки Ани была вся в дырках от пуль.
Летчик Мальцев тогда далеко не смог убежать. Сказалось ранение и то, что был белый день, а вокруг фашисты. Пришлось спрятаться в одном из сараев. Ночью попробовал перебраться через Дон, но не смог, кругом патрули, вернулся в сарай. А на следующий день его заметила местная жительница, которая и сдала его фашистам за коробку спичек и кусочек шоколада. Ну а дальше плен и угольная шахта под Эссеном, откуда его освободили Советские войска только в 1945 году. Вернувшись домой в Башкирию, он работал там лесником и о подвиге Прасковьи Щеголевой узнал случайно из газет, лишь спустя годы. Много раз после этого он приезжал в Семилуки, проведать место, где захоронена Прасковья. В свой самый первый приезд, когда шел от остановки автобуса через поле, встретил ту самую женщину, которая сдала его тогда фашистам. Что они сказали тогда друг другу, да и сказали-ли вообще, сегодня неизвестно. А затем очень долго сидел и плакал у захоронения Прасковьи Щеголевой.
Несколько лет назад в Семилуках поставили памятник, увековечивший подвиг Прасковьи Щеголевой.
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов