Наш современник уверен в том, что все тайны природы разгаданы. Библиотеки наполнены бесчисленной информацией о том, как всё "работает". Современному человеку скучно. Магии и волшебства больше не существует. Каждое явление это всего лишь реквизит фокусника, механизм работы которого описан в томике одного из "влиятельных ученых". Откроем этот условный томик ученого и углубимся в историю его создания.
Всё начинается с детства. Мир детей это мир, в котором ещё нет объяснений. Он наполнен сказкой. Блажен младенец, ибо несведущ. Его ум ещё не знаком с огромными пластами знаний, коими обладает взрослый. Его мир состоит пока ещё из ощущений, чувств. Мир младенца прямолинеен. Если ему хорошо он радуется и спокойно спит, если ему плохо он орет и плачет, что есть сил. Вместе с тем когда ребенок впервые начинает осознавать себя личностью, он впервые знакомится с необходимостью как-то сохранять ее целостность и соответственно защищать себя и свои убеждения. Убеждения это территория ума. Именно здесь рождается мысль, она обретает форму и превращается в грандиозные конструкции, которые становятся частью нас, нашей личности. Именно здесь куётся и оттачивается сильнейшая из защит нашей психики. Рацио, что в переводе с латинского означает разум, это сильнейший инструмент, помогающий нам взаимодействовать с миром, создавать в нем, что-то новое, вместе с тем, создавать себя.
В определенном возрасте ребенку ставится вопрос о его поведении. Впервые он слышит слово ответственность. Он узнает, что его поступки оцениваются. Они могут не нравится взрослым, и ему приходится как-то выворачиваться и подстраиваться под внешние требования соизмеряя все это со своими желаниями.
Так вот рационализация это с точки зрения поведения, попытка объяснить взрослому, почему ребенок поступил определенным образом и каким-то образом защитить себя, свою пока ещё формирующуюся личность. Эта личность в какой-то момент начинает превращаться в многослойную бесконечно сложную и противоречивую структуру, которой безусловно нужен механизм регуляции и сохранения. В нее закладываются определенные модели нашего окружающего мира. Вселенная бесконечно сложна. Эта структура нашей личности, какой бы сложно она не была, просто не способна в себе уместить всевозможные модели для того, чтобы этот мир описать. Так вот, что же происходит когда ребенок сталкивается с чем-то, что как бы начинает всю эту структуру расшатывать? Здесь есть много очень полезных механизмов помимо ума, но самый филигранный это конечно наш рацио. Он способен в миг прочертить логическую цепочку, создавая очередную опору для тяжёленного клубка мировосприятия личности, дабы ничего не сломалось внутри.
Казалось бы, все отлично работает. Ум умничает, личность довольна. Все вокруг по мановению ока находит объяснение. Почему бы просто не радоваться прекрасно устроенному механизму?
Наверное читатель уже что-то начинает подозревать...
Может ли быть такое, что наш ум может ошибиться и его четкая, многократно выверенная логическая цепочка вдруг приводит к ошибке? Явление объяснено, ребенок объяснил взрослому, что четвертую конфету вместо обеда он съел потому, что убежден, что каша вызывает рвоту, а значит его организм не переваривает это вещество. Что тут скажет оторопевший взрослый? А что бы сказал читатель ребенку?