Найти в Дзене
История. Мифы. Гипотезы

Сколько весил парадный наряд знатной дамы в XVI столетии и почему век такого платья был недолог

В конце эпохи Возрождения главной законодательницей моды становится католическая Испания, уже успевшая разбогатеть к этому времени благодаря притоку золота из колоний и потому игравшая одну из главных ролей в европейской политике. Тяжёлые и неудобные С этих пор в европейской моде воцарились наряды, куда больше похожие на доспехи, чем на обычную одежду. Причём, тенденция эта затронула не только мужской, но и женский и даже детские костюмы. Отныне в дамских платьях больше не было ни намёка на лёгкие, струящиеся ткани, столь популярные совсем недавно. На смену им пришёл каркас, визуально создающий жёсткие, угловатые линии. Из женской моды исчезла любая фривольность. Платье, корсаж которого по плотности вполне мог сравниться с военной кирасой, почти полностью скрывало фигуру своей обладательницы и в то же время подчёркивало высокий социальный статус и богатство её семьи. Шился такой наряд зачастую из дорогущей серебряной или золотой парчи, расшитой драгоценными камнями. Носить платье, сш
Оглавление

В конце эпохи Возрождения главной законодательницей моды становится католическая Испания, уже успевшая разбогатеть к этому времени благодаря притоку золота из колоний и потому игравшая одну из главных ролей в европейской политике.

Тяжёлые и неудобные

С этих пор в европейской моде воцарились наряды, куда больше похожие на доспехи, чем на обычную одежду. Причём, тенденция эта затронула не только мужской, но и женский и даже детские костюмы.

Отныне в дамских платьях больше не было ни намёка на лёгкие, струящиеся ткани, столь популярные совсем недавно. На смену им пришёл каркас, визуально создающий жёсткие, угловатые линии.

Из женской моды исчезла любая фривольность. Платье, корсаж которого по плотности вполне мог сравниться с военной кирасой, почти полностью скрывало фигуру своей обладательницы и в то же время подчёркивало высокий социальный статус и богатство её семьи.

Шился такой наряд зачастую из дорогущей серебряной или золотой парчи, расшитой драгоценными камнями. Носить платье, сшитое по испанской моде, было очень непросто: мало того, что оно было тесным и неудобным, так ещё и весило несколько килограммов.

А если учесть, что богаче всего в ту эпоху украшались подвенечные платья, то можно только представить, в какое же испытание превращалась брачная церемония для юных невест, как правило, выходивших замуж в весьма раннем возрасте.

Так, например, свадебное платье 12-летней Жанны д'Альбре, будущей королевы Наварры, украшало около двух тысяч драгоценных камней. Из-за тяжести наряда девочка с трудом сумела самостоятельно пройти несколько шагов, после чего дядя, Анн де Монморанси, взял её на руки и отнёс к алтарю, где и поставил рядом с женихом - Вильгельмом Клевским.

Хотя, впрочем, существует и другая версия того, почему невесту пришлось нести на руках. Дело в том, что Жанна настолько не хотела выходить замуж за Вильгельма Клевского, что её родственники опасались того, что она сбежит прямо из-под венца или выкинет ещё какой-нибудь совершенно недопустимый «фокус»

К слову, сам тот брак оказался в итоге лишь лишь формальностью и продлился всего четыре года, после чего и был благополучно аннулирован.

Недолгая «жизнь» парадного платья

Однако, мы отвлеклись, а потому снова вернёмся к главной теме нашего сегодняшнего разговора - к дамским платьям XVI века, стоимость каждого из которых была примерно такой же, как у небольшого загородного поместья.

Уход за таким увесистым в самом прямом смысле нарядом был очень непростым. Стирке он не подлежал, а пачкался, надо сказать, довольно быстро.

Достаточно было даме всего один-два раза посетить придворную церемонию, как правило, проводившуюся в душном зале, набитом несколькими сотнями человек, и платье пропитывалось такими «приятными» ароматами, что мухи на подлёте к нему мёрли на лету.

Вот и приходилось камеристкам знатных дам изобретать всё новые и новые способы отбить «амбре», исходящее от парадного платья хозяйки.

При этом чаще всего с самим нарядом ничего не делали, а только проветривали его и маскировали неприятные запахи обилием духов или благовоний. А если уж дело доходило до чистки, то использовали самый обычный уксус.

Однако даже этих мер оказывалось недостаточно для того, чтобы платье, стоившее целое состояние, можно было бы носить годами. Рано или поздно наступал момент, когда ни проветривания, ни духи, ни благовония, ни уксус больше не могли устранить специфическое «амбре». И тогда камеристки старательно отпарывали с выходного платья госпожи все драгоценности, после чего сам наряд безжалостно сжигали.

-2