Мандала (на тиб. языке dkyil-‘khor, килкор — «диск, круг») — симметричное символическое изображение вселенной в тибетском буддизме и Боне.
Мандалы существуют в различных формах. Их рисуют, вышивают, насыпают с помощью цветных порошков и других материалов, изготавливают в виде скульптур.
Они используются для медитации, а также в ритуалах — например, в посвящениях. Существуют мандалы, связанные с конкретными просветленными, божествами и мантрами.
Мандалой также называют чашу или изделие из нескольких чаш-колец, которую наполняют рисом и драгоценностями и используют в подношении — в ходе предварительных практик Нёндро, при обращении к учителю с просьбой даровать учение и в других ритуалах.
Несмотря на внешние различия и разное назначение мандал, основные принципы построения — в соответствии с мирозданием — остаются прежними. Устройство мандалы имеет объяснение в представлении об элементах, из которых произошел мир, и раскрывается в наиболее продвинутых практиках: например, в видениях Тогала.
Однако мы остановимся здесь на самом первом уровне, на котором практикующий встречается с мандалой — уровне предварительных практик Нёндро.
Подношение мандалы в Нёндро
Практики Нёндро — общие для всего тибетского буддизма и Бона, хотя они и могут различаться в наставлениях и способах выполнения. Предварительные практики делятся на внешние и внутренние, их также называют общими и специальными.
Внешние практики — это четыре размышления, освобождающие от неведения и отвращающие от сансары. Они посвящены:
- сложности обретения драгоценного человеческого рождения;
- непостоянству;
- закону причины и следствия;
- недостаткам сансары.
К внутренним практикам относятся:
- принятие Прибежища в Трех Драгоценностях (Будда, Дхарма и Сангха, четвертой Драгоценностью иногда называют Ламу) и простирания;
- зарождение бодхичитты;
- очищение через 100-слоговую мантру (в традиции Бон также передаются три сущностные мантры);
- подношение мандалы;
- гуру-йога.
Внутренние Нёндро избавляют от ядов сознания: принятие Прибежища и простирания очищают от гордости, зарождение бодхичитты — от ревности и зависти, очищение — от ненависти, подношение мандалы — от привязанности, гуру-йога — от запутанности.
О практиках, которые следуют за Нёндро, вы можете прочитать в статье «Практики Юнгдрунг Бон».
Подношение мандалы, таким образом, способствует очищению от привязанности, и практика связана с развитием противоядия к привязанности — парамитой щедрости. Подношения также объясняются как накопления мудрости и заслуг, без которых не может быть достигнуты три аспекта просветеления (бонгку, дзогку и трулку).
Рекомендуют использовать мандалу из наиболее драгоценных материалов, которые может себе позволить практикующий, кроме риса насыпать драгоценные или полудрагоценные камни, лепестки или другие красивые материалы.
Мандала наполняется согласно определенному порядку: воссоздаются гора Меру в центре вселенной, четыре континента и субконтиненты. Практикующий представляет себе в этой мандале всё самое прекрасное и драгоценное в этом мире и всех мирах и подносит это Древу Прибежища, обращаясь к нему с молитвой об очищении кармических завес и устранении препятствий на пути.
Важное условие такой практики — визуализировать, что расстаешься со всеми богатствами мира без сожалений, поскольку практика культивирует щедрость и очищает от привязанности, которая является ядом сознания. Практикующий подготовлен к этому медитацией на непостоянство.
Способы подношения мандалы
Выше описано подношение мандалы с опорой на субстанцию, то есть с физической мандалой. Это тот способ, который традиционно используется для накопления мудрости и заслуг в Нёндро.
В традиции Юнгдрунг Бон говорят еще о четырех возможных способах (приводятся по наставлениям Юнгдрунга Калзанга Понго):
- подношение иллюзорного тела — практикующий визуализирует собственное тело как мандалу: голову — как дворец божеств и т. д. и подносит его;
- подношение явлений Вселенной — визуализируется подношение всех приятных ощущений от мира (прекрасных звуков, красивых объектов и т. д.);
- подношение собственных материальных благ — здесь подразумевается материальная помощь всем практикующим Дхарму, в том числе вложения в собственную практику;
- мандала сути — подношение истинной реальности, пребывание в естественном состоянии сознания (относится к уровню наиболее продвинутых практик).
Чтобы узнать больше о традиции Юндрунг Бон, подписывайтесь на наш канал в Дзене, наше сообщество во «ВКонтакте» и канал в Telegram.