Найти тему

«Снести все старые постройки… вырубить старый вишнёвый сад»

Премьера site-specific спектакля «Вишнёвый сад» творческого объединения Park Kultur состоялась весной 2023-го года. В основу спектакля легли оригинальное произведение А. П. Чехова, история Симонова монастыря и Культурного центра ЗИЛ. Режиссёром-постановщиком выступила художественный руководитель театра Александра Голикова.

Афиша к спектаклю «Вишнёвый сад» творческого объединения Park Kultur
Афиша к спектаклю «Вишнёвый сад» творческого объединения Park Kultur

Через несколько театральных действий по страницам «Вишнёвого сада» проносится история Симонова монастыря. Главное лицо спектакля – это место, именно поэтому спектакль относится к спектаклям в стиле site-specific. Интересно, что и в произведении неодушевлённый сад – такое же главное лицо произведения, такой же персонаж, который играет на тех же правах, как и другие. «Обпудренные» герои носятся по сцене, не замечая или же без желания заметить немедленный конец всему. Лопахин – единственный, кому пудра (возможно, это пыль со старого «шкафа») не залепила глаза. Его герой побеждает, потому что оказывается сильнее, готовым к переворотам и будущему. В красном, как большевик, он заходит в двери монастыря и разрушает его.

Лопахин кричит: «Музыканты, играйте!». Маленький мальчик, прятавшийся в столетнем шкафу, вместе с игрушечным Фирсом выходит на сцену. Утонувшую маленькую душу забыли. Примечательно, что и Раневская не дочитывает монолог про своего утонувшего сына. Лопахин берёт маленького мальчика за руку и уносит с собой воспоминание об этом месте.

Пространство спектакля заставляет зрителей посетить «белые» сновидения героев и увидеть переплетения с настоящими историями из «красной» реальности.

«В своих эскизах при начале работы со спектаклем я старался учитывать иконографию сразу трёх пространств: Это Чехов, это ЗИЛ и это Симонов монастырь. Только собирая все символы вместе и сталкивая их в диалоге - можно было добиться результата», – рассказывает сценограф site-specific спектакля Фёдор Голиков.

Заходя в зал перед началом спектакля, зритель попадает в пространство, увешенное белыми скатертями, с рассыпанными колоннами, словно деревьями, и стульями, выставленными в три широких ряда. Сцена находится на уровне зрительного зала. Здесь и конструктивизм, и исторический силуэт костюма 1903-го года, и лампада Симонова монастыря.

Эскиз к спектаклю «Вишнёвый сад» Фёдора Голикова
Эскиз к спектаклю «Вишнёвый сад» Фёдора Голикова

Ещё не успел начаться спектакль (или это была его часть?), как на сцене начинают появляться актёры, погруженные в свои мысли и бормочущие текст себе под нос. Создаётся гул. Голоса актёров перемешаны с голосами зрителей, но потихоньку люди в зале начинают замолкать, наблюдая за тем, что происходит на сцене, за образами и прислушиваться к тексту, пытаясь разобрать хотя бы несколько слов. Свет потухает, спектакль начинается. Поочерёдно герои подходят к микрофону, который находится в центре сцены, и рассказывают о себе и том, что их тревожит в данный момент времени. Они кажутся разными, но объединены цветом, местом и своей отрешённостью.

Зритель начинает замечать, что у всех персонажей на лицах – странная белая пудра, словно мука или пыль. Герои выглядят, как что-то нереальное, но очень изысканное и нежное: они похожи на тонкие статуэтки, к которым чуть прикоснёшься и те рассыпятся или растают. Их напыщенные громкие голоса, торжественные наряды, игра с французскими словами, разговор о Шкафе в сочетании с их реальной проблемой – отсутствием денег и невозможностью вести такую праздную жизнь – начинают немного смешить зрителя. Самым реальным и обеспокоенным выглядит Лопахин, однако наблюдая влюблёнными глазами за Раневской, он иногда позволяет себе слабость и утопает в расслабленном ритме жизни хрупких статуэток.

Фотосессия к спектаклю «Вишнёвый сад»
Фотосессия к спектаклю «Вишнёвый сад»

При чём же тут Симонов монастырь? Центр ЗИЛ был построен на месте бывшего монастыря, основанного в 1730-ом году, что накладывает особый смысл на запыленные лица героев, которые кажутся теперь воспоминаниями-приведениями, затерявшимися среди новых конструкций. При советской власти монастырь был взорван. История стала пепельной пылью: архитектурный ансамбль и колокольня Симонова монастыря уничтожены, а до наших дней сохранился лишь храм Тихвинской иконы Божьей Матери. Защищавшие в те годы обитель были расстреляны, многие отправлены в лагеря. Звуки топора Лопахина по вишнёвому саду и последнего Симонова звона становятся символом начала новой страницы истории.

Тема спектакля – песня «Дорога» группы Аукцион, её слова передают трагедию повествования:

«Меня держала за ноги земля

Голая, тяжёлая земля

Медленно любила, пережёвывая

И пылью улетала в облака…».

В конце спектакля под слова Раневской залитые красным и белым светом персонажи пьесы Чехова и монахи Симонова монастыря начинают свой сумасшедший танец, выкрикивая слова песни, танцуя и разрываясь в истерике. Всё заканчивается взрывом – трагедией и тишиной. На сцене – свечи, звучат духовные песнопения.