Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Самая большая внеяпонская выставка бонкей

Оглавление

Бонкей – одна из родственных бонсай форм создания миниатюрного пейзажа на подносе, в котором в отличие от сайкей не используются живые материалы. Обычно в создании бонкей применяют камни, специальные глины, мелкую речную гальку, цветной песок, мох.

Источник: https://youtu.be/2ir7RYv33X0?si=f3mpFnn-jXQJWFGJ
Источник: https://youtu.be/2ir7RYv33X0?si=f3mpFnn-jXQJWFGJ

Специальные фигурки, сделаны по различным технологиям, в том числе из металла, глины, дерева и папье-маше, растительных волокон. Есть целые музейные коллекции таких фигурок.

Источник: https://www.horniman.ac.uk/object/1981.556ii.2/
Источник: https://www.horniman.ac.uk/object/1981.556ii.2/

А современные варианты фигурок могут создаваться и из пластика:

https://aucfan.com/intro/q-~c5bab7ca/
https://aucfan.com/intro/q-~c5bab7ca/

Многие считают, я в том числе, что бонкей возник, по меньшей мере, вместе с бонсай, однако специалисты утверждают, что искусство воспроизведения пейзажей с помощью грунтов родилось примерно 1,4 тысячи лет назад.

Самые известные изображения бонкей относятся к 1848 году. В этом году был опубликован альбом изображений цветных гравюр с образцами бонкей под названием «53 станции Токайдо как пейзажи в горшках» (Tokaido Gojusan-eki Hachiyama Edyu). Их автор – художник Утагава Есисигэ. Сами бонкей создал Кимура Тосен, а его сын написал введение к этой книге.

Источник: https://www.nal.usda.gov/exhibits/speccoll/exhibits/show/rare-books/tokaido-gojusan-eki-hachiyama-
Источник: https://www.nal.usda.gov/exhibits/speccoll/exhibits/show/rare-books/tokaido-gojusan-eki-hachiyama-

Но и современные бонкей великолепны:

Источник: https://youtu.be/2ir7RYv33X0?si=f3mpFnn-jXQJWFGJ
Источник: https://youtu.be/2ir7RYv33X0?si=f3mpFnn-jXQJWFGJ

Конечно, в Японии, где больше всего таких специалистов, проводятся выставки, где демонстрируются работы бонкей. Однако самая большая выставка бонкей прошла отнюдь не в Японии и совсем не в наши дни.

Появление этой выставки связано с периодом, когда в США после бомбардировки военной базы Перл-Харбор на Гавайях были интернированы большинство лиц японской национальности и расселены в несколько громадных лагерей на юго-западе США. Один такой лагерь АМАЧЕ (Amache) находился недалеко от засушливого, продуваемого ветрами городка Гранада, в штате Колорадо, недалеко от границы с Канзасом. Его построили за два месяца, он находился на плоскогорье, на земле, которую раньше использовали только под выпас скота. Японцы, которые были поселены в этот, впрочем как и в другие лагеря, не знали сколько времени продлится это заточение и обустраивались всерьез . Коммуна из более чем 7000 человек кормилась за счет сельскохозяйственного производства, разбитого вокруг жилого массива лагеря. Но и лагерь со временем расцветал маленькими садиками, прудами и огородиками.

Источник: https://japanesegarden.org/events/finding-solace-in-the-soil/
Источник: https://japanesegarden.org/events/finding-solace-in-the-soil/

Обосновываясь надолго, японцы сплачивались, и этому, в том числе, способствовали различные национальные искусства. Самоопределяясь, многие занимались икебана, каллиграфией, выращивали бонсай, разводили японские садики. Одни добросовестно и жадно учились – другие – с удовольствием обучали. Для этого использовались самые различные средства – деревья выращивали в консервных банках, сады камней делали из кусков бетона, оставшихся после строительства, а клумбы украшали обрезками труб, шлакоблоков и битой керамической плиткой. А воду в бассейны набирали после использования ее в бане. Лишних вещей в лагере не было – прибывали сюда в основном только с ручной поклажей.

Источник: https://youtu.be/ABato1qNvoU?si=B9dwRSj7WS_VnECU
Источник: https://youtu.be/ABato1qNvoU?si=B9dwRSj7WS_VnECU

Одной из интернированных в 1942 году была Кунден Ниномия, которая прибыла в лагерь с двумя своими сыновьями во время затяжной песчаной бури. Песок, это все, что люди видели несколько дней. (Помните девочку Элли и ее знаменитый летающий домик? Они из этих мест).

Кунден вспомнила, что в Японии обучалась искусству бонкей. И она начала заниматься этим в лагере. Первый ящик-поднос из обломков овощной тары и строительного мусора для нее сделала соседка. А вот песка было в избытке. Первые же зрители попросили мастера научить их создавать подобные вещи. В течение года бонкей в лагере начали заниматься 92 поселенца. Только один из них раньше пробовал создавать бонкей. Очевидцы говорят, что на многих бонкей были изображены чисто японские пейзажи.

Источник: https://archive.org/details/dli.ernet.28835/page/17/mode/2up
Источник: https://archive.org/details/dli.ernet.28835/page/17/mode/2up

В 1943 году в небольшой общественной комнатке были выставлены множество бонкей. Почти все ученики Кунден Ниномии представили свои работы. Выставку посетили более 3000 человек. Ее повторяли еще как минимум один раз.

Источник: https://archive.org/details/dli.ernet.28835/page/17/mode/2up
Источник: https://archive.org/details/dli.ernet.28835/page/17/mode/2up

Уезжая из лагеря, многие японцы смогли забрать с собой свои работы. Они служили в дальнейшем подарками или украшали их скромный на первых порах быт.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте

Хобби
3,2 млн интересуются