Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Решил стать летчиком в Курске. Вклад в Победу и развитие советской авиации Алексея Благовещенского

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Летчик-истребитель Алексей Сергеевич Благовещенский, белорус из Бреста, вошел в отечественную историю, как удостоенный звания Героя Советского Союза в числе первых 100 (!) граждан советской страны. Его вклад в Победу 1945 года и в развитие советской авиации весьма весомый, но Алексей Сергеевич был очень скромен, и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: «Об этом напишут другие».

Как зародилась и осуществилась мечта о небе

Алеша Благовещенский родился 18 октября 1909 года в семье железнодорожника, в городе Брест-Литовск, и впервые увидел самолет в 5-летнем возрасте, когда вместе с отцом побывал на демонстрации полетов аэроплана. Неожиданно для него, мальчишки, аэроплан разогнался, взлетел, и Алеша увидел его уже в небе, зрелище заворожило. Но решение стать летчиком пришло к Алексею Благовещенскому позже, в Курске, где он обучался в техникуме.

Путевку в авиацию ему дала комсомольская ячейка техникума, тем более что Алексей был заводилой и лидером в учебе, и в спорте. Так он стал курсантом Ленинградской военно-теоретической авиационной школы, а затем его, как отличника, через год, направили в Борисоглебскую 2-ю военную школу летчиков — «Орлиный стан», как ее называли впоследствии, летную школу, взрастившую целую плеяду таких знаменитых советских летчиков, как Валерий Чкалов, Евгений Птухин, Николай Каманин, Владимир Коккинаки, и многих других.

-2

А наш земляк Алексей Благовещенский первый свой самостоятельный полет в этой летной школе совершил, так совпало, в День своего рождения. Юный курсант-авиатор Алеша Благовещенский тогда написал такие строки: «Орел поднимается в небо, сверкая могучим крылом. И мне бы хотелось, и мне бы туда — в небеса, за орлом».

-3

В ноябре же 1929 года, уже младший летчик истребительного авиационного полка, Алексей Благовещенский прибыл в 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где за 4 года летной работы он стал летчиком, в совершенстве знавшего истребитель, на котором летал, и поражавшего всех своей железной выдержкой в сложных воздушных ситуациях, а еще и точным расчетом при совершении боевых приемов и ведении огня.

Последующие же годы, летая в составе авиаэскадрильи Тихоокеанского флота, капитан Благовещенский не оставлял мечты стать летчиком-испытателем. Награжденный за овладение новой авиационной техники и образцовую службу орденом Красной Звезды в сентябре 1937 года, он добивается направления летчиком-испытателем в Научно-исследовательский институт ВВС Красной Армии. Но, проработав испытателем всего два месяца, он вскоре вместе с группой летчиков отправился в боевую командировку в Китай, где шла война с милитаристской Японией.

Как воздушный боец, Алексей Благовещенский закалился в небе Китая

Эскадрилья под командованием капитана Благовещенского прибыла в Китай тремя группами в конце 1937 — начале 1938 года. Истребители И-16 в разобранном виде на автомобилях доставляли на территорию Китая, где их собирали, облетывали, а местами базирования советской авиации стали аэродромы у китайских городов Ханькоу и Наньчан.

Уже тогда молодой командир авиаэскадрильи Алексей Благовещенский проявил предусмотрительность и командирскую зрелость, когда приказал рассредоточить самолеты на аэродроме, подготовить их к взлету со стоянки. Более того, проведя инструктаж летчиков, создав боевые расчеты, он не ушел спать, а отобрав самых подготовленных летчиков, которые и заняли места в кабинах истребителей. И в то утро его летчики отличились в воздушном бою с японцами, а сам он сбил командира их группы истребителей, оказавшегося известным асом, одним из так называемых «непобедимых королей воздуха». И как пошутили летчики его эскадрильи: Благовещенский «снял с него корону, вместе с головой».

Бой с японским асом не был простым, противники были достойны друг друга: скоростные маневры, попытки зайти друг другу в хвост, яростный огонь на поражение. Как потом вспоминал Благовещенский:

«Такая меня досада взяла, что я готов был винтом рубануть полосатого (на самолете японца были нарисованы красные полосы, прим. автора) дьявола. Дважды по нему стрелял, а он живой. Улучив момент, я бросился на него сверху, и выпустил весь оставшийся боезапас. Очередь пришлась по кабине».

На следующий день в японских газетах в траурной рамке был опубликован портрет сбитого аса и подробное описание его былых заслуг, и в Японии был объявлен 3-х дневный национальный траур.

Но и наш Благовещенский получил ранение в этом бою. Разбитой была и приборная доска на его самолете, а его спасла лишь бронеспинка.

А китайские газеты дали сообщение о великой победе китайских ВВС, промолчав из соображений секретности, кто же на самом деле был героем этого воздушного сражения.

-4

Из хроники воздушных сражений летчиков капитана Алексея Благовещенского в небе Китая:

*** 29.04.1938 года, в день рождения японского императора, 54 японских самолета совершили массированный налет, но получили сокрушительный отпор советских летчиков.
Один из очевидцев сражения вспоминал позднее: «Высоко в голубом небе плыли белые облака, распускались цветы от разрывов зенитных снарядов. Треск зениток, рев самолетов, взрывы бомб, непрестанный стрекот пулеметов — все сливалось в нескончаемый грохот». Японцы потеряли тогда 11 истребителей и 10 бомбардировщиков.

*** 31.05.1938 года, в очередном воздушном сражении над Уханем японцы недосчитались еще 14 самолетов.

*** 03.08. 1938 года , после воздушного боя, в самолете Благовещенского насчитали 30 пробоин, 11 пуль сплющились о бронеспинку его И-16. Пробитый мотор остановился, Благовещенский все же спланировал самолет и с трудом, но посадил истребитель, на «брюхо», так как шасси не выпустилось.

Совершив 73 боевых вылета, в одиннадцати воздушных боях капитан Благовещенский лично сбил 7 самолетов противника и 16 в группе. Домой возвратился осенью 1938 года с высшим китайским боевым орденом.

А китайцам все же надо сказать спасибо за установленный памятник нашим советским летчикам.

-5

Опыт воздушных боев в Китае пригодился в советско-финскую войну

Вернувшегося из Китая Алексея Благовещенского щедро наградили: и воинским званием полковника, и званием Героя Советского Союза. А его боевой опыт изучали в целях распространения в истребительных авиационных полках Красной Армии. Сам Алексей Благовещенский снова недолго побыл на летно-испытательной работе, а затем был назначен командиром 54-й истребительной авиабригады в Ленинградском военном округе. В этой должности наш земляк и участвовал в советско-финской войне. Командуя авиабригадой, Благовещенский и сам летал, совершая боевую работу, личным примером обучая летчиков бригады мастерству воевать. Так, полковник Алексей Благовещенский, Герой Советского Союза, совершил 39 боевых вылетов на И-16, провел 3 воздушных боя, и за мужество и успешное выполнение боевых задач был награжден орденом Красного Знамени. И уже тогда полковник Благовещенский зарекомендовал себя опытным и умелым командиром большого авиационного соединения, он так организовал боевую работу бригады, что она была отмечена в приказе Наркома обороны СССР в числе лучших. К тому же, на командном пункте своей авиабригады Благовещенский провел испытания в боевых условиях первых советских наземных радиолокационных станций (РЛС) наведения «Редут», а еще на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке.

-6

И в июне 1940 года, заслуженно Алексею Благовещенскому было присвоено воинское звание генерал-майора авиации, с назначением его командиром 27-й авиадивизии Закавказского военного округа. А в января 1941 года он уже заместитель Командующего ВВС Дальневосточного военного округа, что явилось признанием и его боевых заслуг, и командирского таланта.

-7

С началом же Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Алексей Благовещенский неоднократно подавал рапорта с просьбой отправить на фронт и, наконец, добился своего.

Продолжение следует.

Автор статьи: Владмир Касьянов