Чаще всего в мифах встречаются фракийцы из племени эдонов. В эпоху Великой Греческой колонизации именно с ними приходилось эллинам встречаться чаще всего. Эдоны были могущественным племенным союзом, который контролировал о. Фасос, область Пангея и Нижнего Стримона, область Мигдонию, полуостров Халкидику (в будущем вошедшие в состав Македонии). Эдонами в мифах выступают царь Дриант (Дриас) и его сын Ликург, на свою голову выступивший против Диониса, царь Ситон (эпоним одного из трех эдонийских племен) и его дочь Филида (это название носила одна из областей эдонов на Стримоне), героиня романтической истории, примыкающей к циклу о Троянской войне, разбойники Гарпалик и его дочь Гарпалика (их история тоже примыкает к циклу о Троянской войне, но она совсем не романтическая, ахейцы тут выступают в роли пиратов). Знаменитый царь Рес, один из персонажей «Илиады», был сыном Эйонея, эпонима эдонского поселения на Стримоне, а бог этой реки был его дедом. Это только то, что я вспомнил, не заглядывая в литературу. Эдонская «национальность» этих героев практически не подлежит сомнению в справочной литературе, однако не все так просто. Во всяком случае, с некоторыми из этих персонажей.
Начнем с Реса. Безусловно, гора Пангей и прилегающие земли на Стримоне были центром культа этого героя. Но, в мифо-эпических генеалогиях он оказывается тесным образом связан с предками малоазийских фракийцев – вифинов. По одной версии, у Реса была сестра Сета. От Ареса она родила Вифия – эпонима вифинов. Другая версия рассказывает о том, что Рес был женат на Аргантоне. Ранее она была замужем за Финеем, которому родила эпонимов малоазийских племен Пафлагона и Мариандина или Мариандина и Фина, от Одриса – эпонимов фракийских племен, переселившихся в Малую Азию - Фина и Вифина, а от Зевса – эпонима малоазийских мисийцев – Миса. Самому Ресу, вроде бы никого не родила, но он приходился отчимом всем этим патриархам. (Есть еще версия, по которой эпоним Вифин приходился сыном титаниде Фраке от Зевса).
О.Л. Габелко, проанализировав данные мифо-эпической традиции о Ресе, пришел к выводу, что история его появления под Троей в последний год Троянской войны отражает память о миграции племени стримониев. В последствии они слились с фракийскими племенами вифинов и финов, перебравшихся в Малую Азию позднее. Память об этих событиях сохранило предание, которое приводит Геродот, смешивая вифинов и стримониев: стримонии были изгнаны с реки Стримона троянцами - тевкрами и мисийцами, ставшими предками пеонов. Часть стримониев, судя по всему, осталась на родине, так как позднее, эдоны и другие фракийские племена, поселившиеся на Стримоне, унаследовали от аборигенов культ Реса (об этом пишет довольно туманно Страбон). Соответственно, по крайней мере некоторые мифические «эдоны» могли быть унаследованы от этих самых стримониев. В первую очередь это относится к героям – эпонимам местностей, таким как Ситон и Филира.
Не все так просто и с царями Дриантом и Ликургом. Несмотря на то, что они прочно связывались в поздней греческой традиции ассоциировались с эдонами (это самые «эдонские» герои мифов, я бы сказал), сицилийский историк Диодор приводит совершенно неожиданную версию мифа о них, причем связывая с ними также историю Орфея. Она настолько интересная, что я приведу цитату целиком: «миф рассказывает, что когда Дионис собирался вести свое войско из Азии в Европу, он заключил договор о дружбе с Ликургом, который был царем той части Фракии, который лежит на Геллеспонте. Тогда, когда он переправил первую группу вакханок в дружественную страну, как он думал, Ликург приказал своим солдатам напасть на них ночью и убить как Диониса, и так всех менад, и Дионис, узнав об заговоре от жителя страны, которого звали Харопс, был поражен тревогой, потому что его армия была на другой стороне Геллеспонта, и лишь горстка друзей перешли с ним. (5) В результате, он отплыл тайно через пролив к своей армии, а затем Ликург, говорят, напал на менад в город, известном как Нисиум (Nysium), убив их всех, но Дионис, переправил свое войско, одолел фракийцев в битве, и захватив Ликурга живым, выколол ему глаза и, надругавшись над ним, потом распял его. (6) В этой связи, из благодарности к Харопсу за оказанную помощь, Дионис отдал ему царство фракийцев и обучил его тайным обрядам, связанным с посвящениями; и Эагр (Oeagrus), сын Харопса, затем забрал себе как царство, так и посвятительные обряды, которые были перенесены в мистерии, обряды, которым впоследствии Орфей, сын Эагра, превосходивший всех людей природными дарованиями и образованностью, научился от своего отца; Орфей также внес многие изменения в практику и по этой причине обряды, которые были установлены Дионисом, называют также "орфическими"» (Diod. III. 65, 4-6).