О древнейшей истории Фракии эпохи Бронзы и раннего Железа у нас практически нет никаких данных, кроме смутных археологических находок. Исключение составляет лишь легендарная, мифо-эпическая традиция древних греков. Разумеется, к сведениям мифов нужно относится очень критически, но, как показывается практика, дыма без огня не бывает. Историческое в «Нибелунгах» - «нибелунгово» в истории, все такое…
Сразу надо отметить, что фракийцы, фракийские герои и цари – фигуры в греческой мифологии очень популярные. По численности персонажи фракийского происхождения далеко превосходят всех остальных негреков в мифах. Уже одно это указывает на ту роль, какую этот регион играл в жизни греков микенской эпохи. Есть такая закономерность, выявленная археологами: чем более развитым, был тот или иной регион Греции в микенскую эпоху – тем больше мифов нам об этом регионе рассказывает, тем они более проработанные и тем больше там персонажей. Лидером является регион Микен-Аргоса, с ним конкурирует область Фив. Далее идут Фессалия, Аттика, Крит, области Спарты и Пилоса, а за ними уже все прочие регионы. Из «ближнего зарубежья», как я уже отмечал, на первом месте стоит Фракия, потом Малая Азия (Троада, фригийцы, лидийцы, ликийцы). Остальные регионы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки очень отстают.
Главным нашим источником о мифической истории Фракии являются разнообразные литературные переложения мифических сюжетов, нашедшие воплощение в трагедиях. Отдельные эпизоды находят отражение в поэмах (в первую очередь, в «Илиаде» и «Одиссее») и исторических трактатах. Все это, напомню, является именно греческой традицией. То есть, совсем не верно, как это делают часто исследователи, представлять эти мифы как фракийские. ЭТО МИФЫ ГРЕКОВ О ФРАКИЙЦАХ. Соответственно, имена у персонажей чаще всего греческие. Но, бывают исключения. Такие случаи особенно ценные, так как намекают, что прототипы таких персонажей могут быть реальными. Это первая проблема, которую должен учитывать исследователь, берущийся за мифы о фракийцах.
Вторая проблема – историческая география. Большинство источников, из которых мы черпаем информацию о мифической истории Фракии довольно поздние, восходят к V-IV вв. до н.э. Это период резкого всплеска интереса Афин к Фракии. Колонии греков на фракийском побережье вошли в состав Первого, а потом и Второго Афинского морского союза, афиняне активно боролись за контроль над богатым природными богатствами регионом Нижнего Стримона и горы Пангей, сами выводили сюда свои колонии, самая знаменитая из которых – Амфиполь. Именно этим логично объяснить популярность фракийских сюжетов в многочисленных афинских трагедиях классической эпохи. Фракийцы в поздних адаптациях мифов частенько меняли «прописку» и «национальность». К примеру, самый знаменитый герой – фракиец Орфей побывал представителем племени пиеров, киконом, одрисом и это не весь список. Другой пример – особая категория фракийцев, выступающая союзниками Афин в мифах. Причем, судя по всему, это не поздняя выдумка афинян, а действительно отражение каких-то древних связей двух народов. К этой категории относятся, во-первых, царь Терей из древнегреческого триллера о Прокне и Филомеле.
Терей, сын бога Ареса, пришел на помощь афинскому царю Пандиону, разгромив каких-то его врагов. За это он получил в жены афинскую царевну Прокну. Но куда больше ему нравилась ее сестра – красотка Филомела. Заманил ее в свои владения фракийский царь под предлогом смерти Прокны. Заточил в пещере, отрезал язык, чтобы не рассказала никому о насилии. Филомела нашла возможность сообщить весточку сестре, выткав свою историю на одежде. Прокна освободила сестру, убила своего сына от Терея Итиса, приготовила из него кушанье и скормила любвеобильному папочке. Узнав, Терей пришел в бешенство и бросился за сестрами. В итоге боги всех превратили в птиц. Так вот, изначально, как указывает Фукидид, речь шла о фракийцах в греческой области Давлиде. Но, в трагедиях и других поздних адаптациях Терей перемешается во Фракию – он оказывается царем бистонов, потом одрисов. По всей видимости, другие мифические союзники Афин – фракийцы (пророк Деметры Эвмолп, его сын Иммарад, музыкант Мусей), также были представителями этого фракийского анклава в Давлиде.