Найти в Дзене
Любимые места

Записки матроса первого класса. Товарищ идёт под парусами

День за днём проходил в учёбе и работе. Погода благоприятствовала - Средиземное море было спокойным и ласковым. Все в свободное время старались загорать на баке.

Учёба была очень специфическая. Учили названия огромного количества элементов рангоута и учились вязать узлы. Узлы мне давались особо легко - за всё время я освоил все 92, которые находились на стенде.

Практическую пользу освоения узлов мы познавали днём, когда по заданию боцмана вязали маты - такие коврики из нитей распущенного каната. Сбивали руки в кровь от шершаво-колючего джута или пеньки.

Здесь как раз момент распускания нитей каната
Здесь как раз момент распускания нитей каната

С рангоутом было немного сложнее. Сначала все испугались огромного количества названий. Вот посмотрите, например, на схему рангоута трёхмачтового барка из какого-то дореволюционного издания:

-2

Но оказалось, что во всём есть своя логика. Часто парус называется с приставкой в виде реи, с которой он связан. То есть ничего сложного. Но забывается очень легко. А мачты так вообще легкотня - та фигня, которая торчит спереди, называется бушприт. Это основное. К нему ещё могут быть пристыкованы фрагменты, как на рисунке. У каждого своё название. А вертикальные мачты называются по порядку от бака к корме - фок, грот и бизань.

Ладно, не буду вам забивать мозг ненужными сведениями. Суть не в этом - за всем этим хозяйством закрепляются команды. Внутри каждой команды каждый человек знает место и элемент рангоута, за который он отвечает. Это всё закрепляется упорными тренировками, в ходе которых сначала добиваются скорости подъёма наверх, а потом слаженности установки или уборки паруса. И вот всем этим мы занимались после покраски мачт очень регулярно. Причём. когда отрабатывали скорость подъёма на высоту, менялись мачтами. То есть все без исключения поднимались на самый верх грот или фок мачт.

Подъём и спуск по вантам - самый опасный момент работы с парусами. В этот момент невозможно использовать страховку. Это уже потом, на рее, зацепился карабином за направляющий стальной трос и ходи туда-сюда, не боясь упасть. А вот на вантах...
Кстати сказать, не на всех учебных парусных судах используется страховка. Например, на польском Дар Поможе её нет, как нам говорили члены команды Товарища. И за всё время эксплуатации два человека таки упали и разбились. На Товарище таких случае, по моей информации, не было.

И ещё. Очень хорошо, что Средиземное море во время нашего перехода по нему на запад было спокойным. Это дало нам время на тренировку. Эти навыки пригодились нам в Северном море, где мы попали в жесточайших шторм. Но об этом после.

И вот, наконец, наступил момент установки полного парусного вооружения. Все отработали слаженно. Дул небольшой бриз, который легко наполнил паруса. Как по мне, нет ничего красивее большого парусника подо всеми парусами!

-3

Цифровых камер тогда не было, а немногие дошедшие до нашего времени фотографии не могут передать всей красоты этого зрелища.

В завершении этой статьи хочу рассказать ещё вот о чём. Так как я ещё в школе легко разбирался в электронике (тогда это было не сложно), меня назначили радистом. Радисту полагалось отдельное помещение без окон в самой корме судна.

-4

Вот такая малюсенькая кривая комнатка в самой левой части схемы. Насколько я помню, там можно было включать трансляцию радио или магнитофона на динамики в помещениях. А ещё на входной перегородке справа от двери каким-то из моих предшественников был вбит гвоздик на высоте где-то 1,7-1,8 метра, а на этом гвоздике всегда висел электрический паяльник, зацепленный проводом за этот гвоздик. На перегородке был нарисован полукруг с центром в гвоздике и были нанесены деления с цифрами углового отклонения. Помните, в предыдущей статье я написал, что пару раз виде боковой крен градусов 40? Вот так как раз я его и видел 😁

Мне пришлось провести много времени в этой комнатке. Первое, что меня попросили сделать, отремонтировать ревербратор на базе ленточного магнитофона с двумя головка, установленными на расстоянии друг от друга. Да легко - разобрался и сделал где-то за полдня не спеша. И вот уже наш небольшой вокально-инструментальный ансамбль начал репетиции на палубе, чтобы можно было давать концерты для иностранной публики у причала. Мне было приятно от осознания своей полезности, потому что звук получался чрезвычайно объёмным.

А за бортом день за днём плескалось бескрайнее ласковое Средиземное море.

-5

Но больше всего мне нравилось нести вахту в ночное время. Мириады телец планктона обиженно светились при ударе о борт рассекающего воду Товарища. А какие были закаты! Ни одно фото не способно передать завораживающие цвета заката в открытом море!

-6

А после заката на небосводе появлялось огромное количество звёзд! Мы, привыкшие к небу в городах с их постоянной засветкой неба смотрели вверх не отрывая взгляда.

-7

Иногда яркой стрелой падали метеориты, и мы научились успевать загадывать желания. Глупость ведь, потому что у меня ни одно не сбылось, но мы верили.

Часто было видно яркие равномерно перемещающиеся точки спутников. Но было и страшновато. Как-то раз на вахте ночью я стоял вперёдсмотрящим на баке. И вдруг какой-то всплеск справа - что-то огромное поднырнуло по ходу парусника и вынырнуло слева с оглушительным звуком цистерны, продуваемой сжатым воздухом. Было жутковато. Но оказалось, что это была касатка.

Мы не спеша под парусами двигались к первой остановке в нашем маршруте - порту Сеута на побережье испанского Марокко с африканской стороны пролива Гибралтар.

Карта Сеуты с улицами и номерами домов — Яндекс Карты

Продолжение

Буду рад, если подпишитесь на мой канал! Будет ещё много интересного.

Спасибо за просмотр!

В начало

Все статьи "Записки матроса первого класса"

#одесса #овиму #мореходка #море #мечта #учёба #практика #товарищ #парусник