Об израильском танке “Меркава” говорят, что это самая живучая боевая машина. Так ли это на самом деле – судите сами.
Рождение “непобедимого”
До 1972 года израильские танковые части были укомплектованы танками “Шерман”, М-60 и “Центурион”. Однако власти Земли обетованной решили создать непобедимую машину, которая выживет при любых обстоятельствах. Конструктор Таль перенес двигатель и топливный бак в переднюю часть и получил ожидаемый эффект – танк при поражении лобовой брони, нередко, загорался как свечка.
Монолитный корпус “Меркавы” первого поколения уверенно выдерживал снаряды типа БК и БП, но советские ПТРК и ПТУР поражали его за милую душу. Американская 105-мм пушка М-68 не имела автомата заряжания, как и современная четвертая модификация. Наверное, конструкторы равнялись на позор американской армии – танк “Абрамс”.
“Меркава” не популярен на внешнем рынке, так как масса в 70 тонн ограничивает дистанцию марша и возможности перемещения транспортными средствами. Импортный дизельный мотор отличается завидной прожорливостью, что говорит не в пользу продукта инженерной мысли израильтян.
Послужной список поражений “Меркавы”
Вторая ливанская война показала, что мобильные группы противника, имеющие в своем арсенале средства борьбы с бронетехникой, стали настоящим кошмаром для израильских танков. Советские ПТРК “Малютка”, а также российские “Фагот”, “Конкурс”, “Метис-М”, “Корнет-Э” громили израильтян, как царь Петр шведов под Полтавой. Однако превзошел всех РПГ-29 “Вампир”, по сравнению с которым американские “ТОУ” и французские “Милан” – это детский фейерверк.
Итоги войны 2006-2007 для ЦАХАЛ были неутешительные – около 60 танков стали грудой металлолома. 12 августа 2006 года – самая трагическая дата в истории уже современных “Меркав”. В этот день во время наступательной операции лучшая 401-й бригада “Иквот ха-Барзель” в результате поражения противотанковыми ракетами потеряла почти половину машин – 11 из 24.
Новейшая история показала неготовность последней “Меркавы” модификации Mk.4 к атакам копеечных беспилотников, который сбрасывали на них боеприпасы. В сети можно воочию убедиться, как палестинцы уничтожают неповоротливые машины.
В чем проблемы “Меркавы”
Боевые характеристики израильского танка сильно пострадали от того, что центр тяжести у него смещен на лоб. Увеличенный заброневой объем также не улучшил боевые характеристкик машины. Сравнение защищенности “Меркавы” и Т-90С говорит не в пользу машины массой в 70 тонн – он уступает по этому показателю в 1,5 раза.
Хваленая активная защита “Трофи”, установленная на танк, в 2005 году, позиционируется израильтянами как новейшая разработка. Однако в далеком 1997 году она имела другое название – “Арена”.
Основные недостатки “Меркавы” заключаются в следующем:
Танк не приспособлен для преодоления даже малых водных преград, так как протекает как решето.
Смещение места водителя влево привело к тому, что он не видит правый борт.
Выход, расположенный сзади машины, не помог ускорить время эвакуации экипажа, так как у заряжающего нет своего люка, а командирский очень массивный и открывается с помощью электропривода. Заряжающего можно считать погибшим смертью храбрых, если танк будет обесточен.
Скорострельность ниже, чем у Т-90М.
Пружинная подвеска затрудняет ведение огня на ходу.
Несмотря на ряд серьезных недостатков, танк “Меркава” – грозное, хоть и не самое лучшее оружие, как его позиционируют. Израильские танки быстро учатся на своих ошибках и, не исключено, что темная лошадка может стать фаворитом.