Потап был когда-то помощником кузнеца, лет двести, наверно, назад. Но потом кузнец задурил, и Потап собрал свои вещи в маленький узелок и ушел. И если бы был он обычным человеком, то сгинул бы в лесу. Но Потап был кузнечный, это вроде домового или банника, только жил он в кузнице и предметом был к ней привязан. А когда хозяин понял, что нет ему работы, то подарил чурбачок Потапу, и тот смог покинуть этот дом в поисках нового.
По пути на него хотели волки напасть, да леший не дал лесным зверям растерзать практически родственника. В благодарность же мелкий дух подсобил лешему. И к зиме Потап прибыл в город.
Раньше было хорошо, не нужно было паспортов и других документов иметь, можно было просто прийти, назваться и найти работу по душе. Так он отработал еще несколько десятков лет при кузне, платили там мало, зато всегда были живой огонь рядом и горячий металл, звук молота и шипение воды. В общем все, что заставляло Потапа чувствовать себя здесь счастливым. Но потом время его в городе вышло. Люди начали замечать и интересоваться: прошло уже столько лет, а кузнечный подмастерье, что уже и до кузнеца дослужился, выглядел все также, как и раньше…
Собрал снова Потап свои вещи в узелок, купил лошадку, как раз на скопленные средства, и отправился в путь. Долго он плутал по бескрайним лесам, да полям, но вот на носу снова зима, а душа просит огня да металла. Вышел он к городу и снова пошел искать работу. В этот раз ему не повезло и он двинулся дальше.
Там у тихой реки ночью повстречал он прекрасную русалку и влюбился, думал, не сможет прожить без нее и дня.
– Пойдем со мной? - позвал он ее, - Будем жить в городе.
– Не могу, меня водяной не отпускает. Да и как я без своих сестер, без моего речного ложа? Я же не проживу на земле и дня.
– Я что-нибудь придумаю! - ответил Потап и направился в ближайший город.
Благо там для него работа нашлась. Он работал днями, а ночи проводил время со своей возлюбленной Оксаной, но речка потихоньку начала зарастать льдом, а русалка ушла в зимнюю спячку.
Потап грустил и переживал, что не сможет видеть любимую, и от этого работал и днями и ночами. Уговорил он ювелира, чтоб тот взял его в подмастерья. И занялся он новым для него делом, он хотел сделать для своей возлюбленной ожерелье, самое прекрасное, что есть на земле. Да руки его, что привыкли ковать подковы да вилы, не были предназначены для такой тонкой и кропотливой работы.
Пришла весна, растаяла лёд на реке, и русалка снова появилась в жизни Потапа. Она его дразнила, порой не появляясь неделями, и с грустными глазами все просила выкупить ее у водяного, или сосватать. Есть один день в году, когда русалку можно сосватать, но выкуп за нее должен быть богатым, с шелками и драгоценными камнями…
Потап работал в поте лица и днями и ночами, чтоб к нужному дню набрать все необходимое.
И вот настал тот день, Потап весь день просидел у реки, но из нее никто не вышел. Потом и ночь настала, но даже Оксана не появлялась, и не было слышно смеха ее сестер-русалок из соседних камышей. Все стихло, как будто бы в ожидании чего-то. И вот, когда время приближалось к полуночи, раздался плеск, и на середине реки появился тот, кого наш герой прождал столько времени.
Водяной осмотрелся, и уже было собирался нырнуть обратно, как заметил махающего ему и направляющегося к воде Потапа. Водяной нахмурил брови и как вихрь помчался на непрошенного гостя, но кузнечный быстро среагировал и успел вернуться на сушу.
– Али свататься пришел? - насупив брови, спросил водяной.
– Отдай мне свою самую красивую русалку, у меня и выкуп богатый уже готов! - показав на сундучок, ответил Потап.
Водяной немного задумался, попытался пожевать губы, но те были столь тонки, что этот жест не удался. А когда тишина стала слишком гнетущая, наконец спросил.
– И которую же? Мои русалки все красивые!
– Оксану, конечно!
– Оксану? - уточнил водяной, и получив утвердительный ответ, взревел, - Оксанка, иди сюда! Тебя замуж зовут!
– А я, может, не хочу? - надула губки девица.
– Это еще что такое? Ты посмотри, какой за тебя богатый выкуп дают! Ни одной твоей сестре так не повезло, иди с миром, дочь моя!
Водяной вложил в руку влюбленного тонкую девичью кисть, прихватил сундучок, и уже собираясь нырнуть, обернулся к Потапу.
– Вернуть не получится, вы теперь связаны! Она твоя на веки вечные! И помни, что в душе она всегда будет русалкой! - после чего весьма подозрительно и громко засмеялся.
После чего нырнул в воду, окатив новобрачных волной, полной тинистой воды. Уж где он эту тину откопал только? А может сестренки постарались? На земле же принято осыпать чем-нибудь молодых для счастливой и богатой жизни, здесь же, видимо, в чести тина…
Вышла из-за тучки полная луна и осветила Потапа и Оксану. Девушка была полностью нага, водяной даже захудалой рубашки ей не оставил. Потап снял с себя рубашку, которая оказалась маленькой хрупкой русалке как платье, и одев девушку, поднял ее на руки и направился к городу. Принес в свою комнату, которую он снимал у одной старой вдовы, и уложил на кровать. Там, обняв ее , он забылся тяжелым и крепким сном, до самого утра.
Утром же собрался и ушел на работу, попросив новоиспеченную жену не скучать и комнату не покидать.
Автор: Каори Треми