538 подписчиков

Царевна-лягушка советский мультфильм

171 прочитал

Мультфильм «Царевна-лягушка» был снят в 1954 году на студии «Союзмультфильм» режиссёром Михаилом Цехановским.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Главную героиню этой сказки я уже представляла в цикле Героини советских мультфильмов IV Но тогда это было в полушутливой форме. А поскольку читатели рекомендовали сделать не рассказ о Василисе Прекрасной, а полноценный обзор ленты, сегодня я все же вернусь к этому мультфильму.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

В создании мультфильма принимали участие такие мэтры советской мультипликации как Лев Мильчин, Фёдор Хитрук, Борис Чани, Лидия Кякшт, Вера Цехановская. Прекрасную музыку для картины написал композитор Юрий Левитин. Озвучивали роли так же широко известные актеры. Бабу-Ягу озвучил Георгий Милляр. Царевича - Анатолий Вербицкий, Василису Прекрасную - Маргарита Куприянова. Вербицкий и Куприянова кроме того выступили как прообразы для визуализации главных героев.

Если присмотреться к фотографиям актеров, то можно увидеть заметное сходство с персонажами мультфильма.

Куприянова и Вербицкий фото из интернета.
Куприянова и Вербицкий фото из интернета.

«Царевна-лягушка» мультфильм настолько многослойный и многоплановый, что говорить о нем можно бесконечно, главное разобраться, с чего начать.

Во-первых, конечно, одним из факторов успеха стали изменения, которые сценарист Михаил Вольпин внес в первоисточник. Небольшие по сути эти изменения приводят к тому, что сказка обретает более масштабное звучание.

Например, Кащей выступает не просто как отрицательный персонаж, строящий козни героям. Он становится символом порабощающей все живое алчности, корыстолюбия и стяжательства. Авторы буквально показывают, как жадность убивает жизнь. В своей погоне за златом Кащей противостоит самой жизни, и поэтому, вступая в борьбу с ним, Иван-царевич защищает жизнь в самом широком смысле этого слова.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Персонажи раскрываются перед зрителями в иных, более глубоких ракурсах, получают развитие, проходят духовное становление.

Композиционное построение мультфильма сделано авторами так, что зрителю показывают сразу две истории: Василисы Прекрасной и Ивана-царевича.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Василису Прекрасную, которая ясным утром общается с природой, похищает Кащей Бессмертный, чтобы сделать своей женой. Кащей, конечно, костляв и лыс, но в принципе создатели не ставили своей целью сделать его устрашающим. Он выступает в сказке с задачей не запугать, а соблазнить Василису.

Была простая роса, а теперь адамант!

Но Василиса дает завидному жениху от ворот поворот, даже не задумавшись над его предложением. Она не вступает в борьбу с Кащеем, а совершенно по-женски высмеивает его. Быть может ее главное испытание в мультфильме служит для того, чтобы Василиса изменилась, научилась сознательно отличать добро от зла, научилась терпению и выдержке. Но как бы то ни было приходится ей на три года отправиться в болото в образе лягушки.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Иван-царевич тоже проходит длинный путь становления. В начале он предстает перед нами просто симпатичным малым, младшим царским сыном. Однако, совершив легкомысленный поступок, герой начинает свое странствие. В пути он обретает волшебных помощников, проявляет доброту, закаляется телом и духом и выходит из всех испытаний настоящим богатырем.

Особого внимания в этой ленте заслуживает работа художников. Фоны здесь по-настоящему сложные, сказочные, почти мистические. Каждый кадр - это шедевр цвета, света и выразительности.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Очень выразительными получились и сами персонажи. Художникам удалось так передать эмоции героев, что им начинаешь сопереживать, радоваться и печалиться вместе с ними. Причем оттенков эмоций такое множество, что диву даешься. Василиса в ночной тишине гладит мужа по волосам, и на ее лице отчетливо отражена любовь. Василиса журит мужа за сожжение кожи, и в ее глазах читается настоящее отчаяние.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Вообще Василиса Прекрасная очень темпераментная героиня. Радость может смениться на ее лице томной печалью, а печаль - лукавой усмешкой. Авторы одарили Василису уникальной мимикой. Просто невозможно передать словами впечатления от песни Василисы в момент, когда она создает волшебный ковер. Между прочим, песню Василисы Маргарита Куприянова исполняет сама.

Царевич тоже получился у авторов очень эмоциональным. Посмотрите, как эти двое смотрят друг на друга на царском пиру! Словами не передать.

Чудесные в мультфильме и второстепенные персонажи. Невестки весьма грубоватого вида.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Мамки-няньки, девушки сенные, дядька Кондрат бывший солдат, которые царским невесткам ковры ткут. Баба-яга, у которой не просто эпизод, а целая роль. Она выступает эдаким трикстером, помогая Ивану преобразиться. Она же дает царевичу и крылатого коня. Таки прям принц на белом коне!

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Вообще, иногда забываешь о воспитательном назначении этой сказки (...да в ней намек), потому что ее иллюстративная, приключенческая сторона порой превосходит все остальные аспекты ленты. И тогда зритель смотрит мультфильм просто ради удовольствия смотреть!

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Когда Иван-царевич сражается со Змеем-горынычем, становится в буквальном смысле горячо! И уж совершенно фантастический эпизод, когда Иван-царевич преследует Кащея на крылатом коне.

Но вот битва окончена, чертоги Кащея разрушаются и наступает настоящий триумф жизни! Природа ликует. Золотая листва, птички, олени оживают. Всеобщая симфония обрушивается на зрителя. Энергетика такая, что хочется пуститься в пляс.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Это настоящая победа добра над злом. И в этом оптимизме - главная ценность мультфильма.

Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г
Кадр из м/ф «Царевна-лягушка» 1954 г

Говорят, что зрители аплодировали после просмотра ленты стоя. И я готова к ним присоединиться. Потому что если не верить в победу добра, то и жить незачем.

Мультфильм абсолютно рекомендован для просмотра детям и взрослым.