1. Волшебная птица 1953 год
Мультфильм создан режиссёром Виктором Громовым по мотивам русской народной сказки «Деревянный орёл» на студии «Союзмультфильм».
Это, пожалуй, мой самый любимый мультфильм из рассматриваемых в цикле. Он о волшебстве, но о таком, которое создают сами люди.
Человек все может. Человек - всего царь.
С первых кадров мы видим слободку мастеровых. Здесь и ювелиры, и столяры, и художники, и кузнецы, и гончары.
Это своеобразный гимн тем, кому по праву принадлежит счастье, кто на самом деле владеет всем этим материальным миром. Люди дела, творцы, мастера. Потому что тот, кто ничего не делает, а только развлекается, тот ничем не владеет. Он призрак в этом чуждом ему материальном мире, обреченный на бессмысленность.
"Я владею тем, что смог прибрать к рукам, просто назвать своим", - говорит корысть. Творчество отвечает: "Я владею тем, что сделал, вызвал к жизни из небытия". Вот смысл подлинно человеческой культуры, цивилизации.
Ты работу любишь, но это еще полдела, вот когда тебя работа полюбит, тогда ты мастер.
Однако в первоисточнике этого всего нету. Николай Рожков, известный кинодраматург основательно переработал сказку.
В сказке "Деревянный орел" дело начинается с того, что спорят за первенство в своем деле искусный столяр и золотых дел мастер. Чтобы разрешить спор царь приказывает им сделать самые диковинные вещицы и принести ему на суд.
Ситуация вполне себе штатная, людское тщеславие и соперничество всегда служило началом ссор и глупых раздоров. Но авторы фильма, как, впрочем и я, и многие другие, убеждены, что эти черты не являются неотъемлемыми свойствами человеческого характера. Известный социолог и социальных психолог Эрих Фромм писал в свое время, что "социальный характер" очень в большой мере определяется тем, какие черты прививались ребенку с детства. Понимая это, авторы мультфильма меняют сюжет так, чтобы в основе его лежали совершенно противоположные черты, солидарность и взаимовыручка.
Поэтому в мультфильме завязка другая. Боярыня для подарков невесте своего сына, Наталье-мастерице, приказывает мастерам сделать диковинки.
К весне диковинки готовы, можно бы и за свадебку. Но Никита-столяр не хочет уступать Наталью барчуку и сам улетает на волшебной птице к красавице кружевнице.
За такое самовольство боярыня бросает в темницу второго мастера, друга Никиты.
Никита и Наталья прямо со своей свадьбы бросаются на выручку и спасают друга.
В этом эпизоде тоже прослеживается смысловое отличие мультфильма от сказки. В сказке невесту получает царевич, а мастер всего лишь избегает смерти.
Здесь же, наоборот, свою любовь и награду по праву получают люди мастеровые, которые и создали диковины. А боярыня и ее сыночек основательно проучены.
В целом мультфильм получился очень живописным, врезающимся в память, хотя и немного рваным по сюжету. Но это для детского мультфильма не является слишком большим недостатком.
2. Царевна-лягушка 1954 год
Этот мультфильм снял режиссёр Михаил Цехановский на все той же студии «Союзмультфильм».
Мультфильм абсолютно рекомендован для просмотра детям. Взрослой аудитории предлагаю немного пошутить.
Сказка начинается с картины того, как Василиса прекрасная очаровательно собирает цветы. Однако умиротворение нарушает Кащей Бессмертный, который похищает Василису и увлекает в свой замок.
Ведет себя Кащей при этом, хотя и лукаво, но абсолютно галантно.
Он, как водится, предлагает пленнице свой золотой замок, изумруды-бриллианты, ну и, опять же, свою персону в придачу.
Василиса сначала проявляет себя, как девушка бескорыстная, но потом вдруг становится натурально хулиганкой. Она смеется над Кащеем, достает зеркальце и предлагает ему взглянуть на свое отражение. Да за такого ли урода ей, красавице, замуж идти!
Ну скажи ты, дескать, благодарствую за предложение, не испытываю я нужды в ваших изумрудах-бриллиантах, но насмешничать зачем же?
Наверное, Кащей тоже так подумал и наколдовал Василисе быть уродливой жабой три года и три дня. Ах, какой удар по женскому тщеславию!
Но делать нечего, отправилась Василиса в болото.
И тут начинается история встречи лягушки и царевича. Вообще, мне всегда казалось странным, ну зачем царевичу понадобилось идти в лес, да еще на болото, чтобы там выпустить стрелу. Ну стрелял бы из города, в сторону жилья человеческого, как братья сделали.
Вот вам и жены их. Далеко не уродины между прочим.
Так нет же, странный юноша целился именно в дикие места. Мизантроп, наверное, и жениться не хотел... или знал что-то... Так или иначе встретились они и поженились.
И влюбилась Василиса в своего мужа не на шутку. Ах, как мультипликаторы постарались, чтобы зритель в этом убедился...
А царь у них тоже со странностями, как в мультфильме, так и в самой сказке. Захотелось ему, видите ли, чтоб невестки царские еще и работать умели, хотя не царское это дело!
И тут выясняется, что Василиса-прекрасная не только цветы собирать умеет, а и дело делать. Сцена из мультфильма, где наша не диснеевская принцесса ткет ковер просто очаровательна! Я ее раза три смотрела.
А на пиру всем становится ясно, что она и плясать не промах.
Махнет рукой - софиты вспыхнут, махнет другой - фонтан зажурчит.
В общем не на что царевичу было жаловаться, да все человеку мало.
И пришлось ему за свои поступки отвечать. Поехал он с Кащеем бороться. И освободил свою женушку раз и на всегда.
Тут и сказке конец, а кто смотрел и слушал - молодец!
Спасибо!