Уважаемые друзья, на конкурс пришло столько интересных и ярких рассказов, что даже после окончания времени приема заявок нам хотелось бы поделиться с вами некоторыми из них!
Сегодня предлагаем вашему вниманию исторический рассказ о династии булгарских стеклодувов!
Ишбарс сбежал по лестнице, чуть не споткнувшись о рыжую кошку, которая умывалась на первой ступеньке. В просторной солнечной комнате для гостей, за дальним столом сидел какой-то важный господин. Если бы он не был важным, Ишбарса не разбудили бы так рано. Хотя по внешнему виду – купец, как купец.
Ишбарс забежал на кухню и схватил кувшин молока, блюдо с лепёшками и полотенце, степенно понёс это всё господину. Увидев мальчика (а может, еду), мужчина заулыбался. У него были карие глаза, широкие брови и нос с горбинкой.
– Ты сын хозяина? Ты – Ишбарс?
– Да, господин, – кивнул мальчик и аккуратно расставил еду на столе, – Мы очень рады видеть Вас гостем! — добавил он, только что придумав эту фразу.
– Я рад Вашему гостеприимству, – уважительно ответил мужчина. В его глазах блеснула искорка, но Ишбарс не понял, что она означала.
Господин принялся за лепёшку, Ишбарс пошёл на кухню. Вернувшись с горячим, мальчик заметил, что гость вертит в руке маленький зелёный шарик, похожий на глаз рыжей кошки. Он поставил угощение и аккуратно оглянулся на первую ступеньку. Кошки там не было. По спине пробежал лёгкий холодок. В комнате собирались постояльцы – завтрак был в разгаре. От Ишбарса больше ничего не требовалось, так как явились слуги из соседнего домика.
Мальчик пошёл искать свою пушистую подругу, волнуясь за её здоровье. Вскоре она обнаружилась возле канавы — точила когти о маленькую дощечку, выброшенную вчера мамой. Поймать кошку не удалось – она муркнула, выгнула хвост и убежала. Ишбарс успел заметить, что оба глаза озорницы на месте.
Мальчик вернулся в дом, забрался на лестницу. Она вела на второй этаж, где располагались небольшие помещения для гостей и там жила вся семья хозяина. Ишбарс делил комнату с братьями, а сёстры жили в пристройке с отдельным входом. За домом стоял небольшой домик для слуг.
Мальчик сел на одну из ступенек, откуда можно было удобно подглядывать за гостями и принялся изучать нового господина. К этому времени тот уже закончил с горячим и резал ножом яблоко. Ишбарсу сильно хотелось знать, что это у него за блестящий шарик? Он наблюдал и наблюдал, однако ничего удивительного с господином не происходило.
Снова позвали на кухню. Отец держал постоялый двор, приходилось помогать – слуг на всё не хватало.
Ишбарсу удалось застать незнакомца в одиночестве только поздно вечером: все почти разошлись, а он сидел, с кружкой горячего питья и снова перебирал в руке загадочный шарик.
Мальчик осмотрелся, чтобы рядом не было никого, кто мог бы прогнать его, и подошёл к гостю. Тот улыбнулся, но очень грустно.
– Добрый вечер, господин!
– Добрый вечер, Ишбарс!
– Хорошо ли Вам у нас? – спросил он, чтобы поддержать разговор.
– Да, мне нравится. Я думаю, здесь трудятся лучшие повара Сувара.
– Так и есть: почти всё готовит моя мама!
– О, она, наверное, очень хорошая хозяйка!
– Да, замечательная! – Ишбарс посмотрел на шарик в руках гостя. Тот заметил.
– Нравится?
– Да, очень! А Вы… – мальчик приблизился и понизил голос, – Вы как его вытащили?
Гость заговорщицки прошептал:
– Я его не вытаскивал!
– Он сам выпал???
У Ишбарса округлились глаза. Господин, еле сдерживая смех, прошептал:
– Нет, он ниоткуда не выпадал. Его таким сделали.
– Кто?
– Мастер-стеклодув.
– Кто-о?
– Такой специальный человек, который занимается всякими интересными вещами. Он может делать разные украшения из стекла.
– Так это не кошачий глаз?
Гость раскатисто засмеялся. Из кухни выглянул старший брат.
– Ишбарс! Что ты здесь делаешь? Ну-ка быстро наверх!
Но гость поднял руку, как бы показывая, что у них с Ишбарсом дело, и громко сказал:
– Он скоро пойдёт.
А потом, обратившись к мальчику, продолжил:
– Один мастер сделал целое ожерелье для моей невесты из таких бусин. Но оно рассыпалось.
– Невеста расстроилась, да? – участливо спросил Ишбарс, зная, какие бывают страсти, когда одна из сестёр теряет какую-нибудь из своих мелочей, а тут – целое ожерелье из волшебных бусин!
Гость грустно вздохнул. Мальчик решил не говорить о невесте.
– А как мастер такое делает?
– Он через специальную трубку дует в маленькую капельку стекла.
– Дует в стекло?
– Да.
Ишбарс подошёл к окну и со всех сил дунул в стекло. Ничего не произошло. Гость снова засмеялся, на этот раз уже тише, оба повернулись в сторону кухни, но никто не выглянул.
– Нет, ты дуешь на холодное стекло. А мастер сначала разогревает его. И оно становится мягким. Тогда он может придать ему форму, какую захочет.
– Ух ты. Я хочу стать мастером-… таким мастером!
– Стеклодувом. Но это очень тяжёлая работа, должен тебе сказать. Я знаю одного стеклодува, у него есть даже ученики. Но им трудно.
Ишбарс снова посмотрел на чудесный шарик.
– Он такой красивый!
– Можешь подержать! – сказал гость и протянул сокровище.
Шарик был лёгкий и тёплый (видимо, от рук господина). Он блестел в тусклом свете, как отполированная медь.
– Я хочу делать такие же, – не отрываясь проговорил Ишбарс.
Гость улыбнулся.
– Ну, может и сможешь когда-нибудь. Но сейчас тебе надо идти спать.
Ишбарс с трудом оторвался от бусины, пожелал доброй ночи гостю и пошёл наверх.
Ему снился дождь из стеклянных капель и лужи из мягкого стекла – он прыгал в них со всех сил и те громко разбивались на мелкие осколки – это было очень весело!
Утром отец разбудил мальчика.
– Пошли вниз, – серьёзно сказал он. Ишбарс немного испугался.
Внизу их ждал вчерашний гость.
– Ну что, по-прежнему хочешь стать стеклодувом?
Отец внимательно посмотрел на Ишбарса. По спине пробежал всё тот же холодок, но рядом появилась кошка и принялась тереться о ноги мальчика, будто поддерживая и успокаивая.
– Да, хочу! – сказал он. Но голос звучал неуверенно.
Отец обратился к гостю:
– Я не смогу платить за него. Только если ты сам.
– Хорошо, – проговорил тот, – Сейчас я направляюсь на запад. Через несколько месяцев вернусь. За это время ты крепко подумаешь, согласен ли поехать со мной в Биляр. Там есть мастер-стеклодув, который может взять тебя в ученики. Не сразу он даст тебе стекло – ты ещё ребёнок. Сначала будешь ухаживать за домом, помогать по хозяйству. Потом – как выйдет. Может, он согласится научить тебя. Понял?
Ишбарс радостно кивнул.
– Да, господин, понял!
Кажется, с того момента пролетела тысяча лет! Ишбарса приняли в ученики, он был очень способен и силён лёгкими, а также любопытен. Он изучил много разных рецептов, брал уроки у ювелира и алхимика. Позже, путешествуя с дядей (странный гость оказался троюродным братом отца) в Итиль, они попали в плен. Ишбарс выжил благодаря своим знаниям. Ему удалось убедить захватчиков, что он может приносить много денег своим ремеслом. Позже юношу продали китайским купцам, те привели его в свой город мастеров. Через несколько лет Ишбарса пожелала видеть молодая принцесса, для которой он создал удивительное ожерелье, похожее на десятки маленьких лун, нанизанных на ленту.
Имя мастера Ишбарса стало символом умения работы со светом, цветом и фактурой стекла. Это был желанный гость для многих восточных владык.
Он бывал в самых роскошных дворцах, видел самых красивых женщин и самые удивительные творения человеческих рук. Но больше всего ему хотелось вернуться домой. Он знал, что отец погиб (странствующие купцы однажды случайно рассказали ему), что домом управляет старший брат. Что дела идут не так хорошо, как прежде.
***
Ишбарс приехал в родной Сувар. Много лет назад, уезжая совсем мальчишкой, он и не думал, что вернётся так не скоро. Подъезжая к отцовскому дому – некогда огромному, Ишбарс заметил, что кое-где прохудилась крыша. Стёкла есть не во всех окнах и забор нужно было давно менять.
Навстречу Ишбарсу вышел высокий морщинистый мужчина, напоминавший отца. Это был старший брат – Агзам.
– Сколько лет! Я бы не узнал тебя! – прогремел басом Агзам.
Утром Ишбарс выслал перед собой двух слуг, чтобы предупредили о госте. Что ж, теперь он тут гость. Братья обнялись.
На пороге его встретила худенькая старушка с тёмными влажными глазами и совсем тонкими губами. Ишбарс узнал сильно постаревшую маму. Он поклонился ей и крепко прижал к себе.
Внутри дом изменился меньше, чем снаружи. Из кухни плыли приятные ароматы маминой еды. Лестница выглядела покосившейся. Мужчина взглянул вглубь. Он переживал – остался ли старый стол, за которым в детстве он встретил незнакомца, изменившего его жизнь? Остался.
Вокруг гостя суетились люди, кто-то приветствовал его, кто-то охал, как он изменился, маленький мальчик следил за всем, сидя на лестнице. Ишбарс знал это укрытие. Он посмотрел прямо на шпиона, широко улыбнулся и помахал ему.
– Янчик! Спускайся, иди сюда, дядя зовёт тебя! – сказал Агзам.
Мальчик быстро сбежал по лестнице. Вблизи он был совсем маленьким, так что Ишбарс присел на корточки.
– Привет! Ты сын хозяина? Ты – Янчик?
– Да, господин! Мы… очень рады… видеть Вас гостем!
Ишбарс улыбнулся.
Совсем близко от еды любовался прекрасным зрелищем рыжий кот с зелёными глазами – один из многочисленных потомков старой приятельницы Ишбарса.
Мужчина нащупал в кармане маленький стеклянный флакон для духов.
Вся семья рассеялась у стола с угощениями.
Янчик вертелся рядом с дядей. Ишбарс подумал, что изумрудными бусинами современную молодёжь уже не покорить, поэтому достал изящный синий флакон и показал ребёнку. У того загорелись глаза. Явно раньше он никогда такого не видел.
– Нравится?
– Да, – заворожённо ответил тот.
– Дарю!
Мальчик быстро выхватил флакон из рук дяди.
– Янчик, осторожно! Не повреди! – сказал какой-то юноша, похожий на Агзама.
– Ты – Этбай? – спросил Ишбарс.
– Да, господин!
– Чем занимаешься?
– Стреляю из лука! – гордо ответил юноша.
– Молодец!
Ишбарс снова посмотрел на Янчика.
– Хочешь делать такие же?
– Да, хочу!
– Я собираюсь построить в Суваре себе мастерскую. Будешь учиться у меня?
– Да, господин!
Всё повторилось. Но, кажется, стало лучше.
Ишбарс встретился глазами с Агзамом:
– Надо отремонтировать крышу. Я помогу! – к горлу подступил ком: ему так не хватало дома. Этого дома. А дому не хватало Ишбарса.