Найти тему
hamza

Лезгинские места паломничества и культовые объекты

У древних лезгин были свои культовые места, где проводились священные ритуалы. С приходом монотеистических религий места паломничества изменились, но старые объекты вовсе не забыты. Они до сих пор очень важны для народа, и их важность не уступает христианской и исламской святыням.

Священные горы

Святилище “Ба сув” (Базардюзю). Согласно поверьям, дух Первотворец после сотворения Неба и Земли создал вершину Ба сув, с которой наблюдал за всем, что происходит в мире. Здесь же и сгинул Великий дух. С этой вершиной связаны легенды о святых, восхождение на нее очищает грехи. Семикратное посещение Базардюзю приравнивается к паломничеству в Мекку.

“Гъуцар сув” (Гора Богов - Шахдаг). С этой вершины бог справедливости Алпан обращался к людям. С принятием христианства здесь образовалось святилище “Лусаворич”. После принятие ислама так же семикратное посещение горы приравнивалось к паломничеству в Мекку.

-2

Шалбуздаг. С этим святилищем связано много мифов и легенд. Здесь обратились в камни пастух со своими овцами после того, как пастух не сдержал свое обещание совершить жертвоприношение по восхождении. Сюда же прилетают Эрен-вахар на праздник Яран-сувар. Здесь находится святилище Сувасатар.

“На вершине горы Шалбуздаг, в скалах, имеет-ся святилище, куда с весны до осени стекается много богомольцев, особенно женщин. Там совершается своеобразный обряд очищения - прохождение через узкий проем между скалами. На горе имеется постройка, сооруженная, по преданию, одним святым отшельником, который в ней жил, молился и умер. Сюда пригоняют баранов, которых тут же режут, и мясо их раздают бедным”

-3

Легенда о Сувасатар

Жил в одном селе добрый, честный, отзывчивый человек по имени Сувасатар, который пас общинное стадо. Однажды, вечером, когда после трудного дня Сувасатар готовился поужинать и отдохнуть, но тут постучали в дверь, и Кабаш - один из алчных, недостойных носить имя лезгина людей общины - заявил, что его корова не вернулась с пастбища. Сувасатар был вынужден снова одеться и отправиться в те места, где он пас скот днем. Скоро наступила ночь, пасмурная и хмурая. Устав от долгих скитаний по холмам и оврагам, не найдя нигде коровы, изможденный и разбитый, Сувасатар, наконец, стал на колени и обратился к незримой корове, как к человеку:
- Эй, безрогая! Неужели ты не пожалеешь меня? Я уже стар и немощен, сил нет моих, дальше двигаться. Я не могу найти тебя, но и возвратиться без тебя тоже не могу. Я должен буду возместить ущерб твоему хозяину. Как я отдам ему свою единственную корову?! Скотина, откликнись, где ты прячешься?
Вдруг Сувасатар услышал голос:
- Почему ты сюда пришел?
Испугавшись, Сувасатар развел руки и почувствовал под правой ладонью коровью голову. Корова еще раз задала вопрос:
- Почему ты сюда явился?
- У меня другого выхода не было, - ответил Сувасатар, по-
том спросил: - А почему ты не вернулась со стадом в село, во двор своего хозяина?
- Как я могла вернуться во двор Кабаша, - ответила корова, - еще не успев войти во двор, каждый день я получаю удар палкой по спине?! Потом меня заковывают в цепи, и жена Кабаша доит меня так, что не оставляет далее капли молока моему теленку, а подбросить хотя бы горстку сена в стойло (тун) забывает. Мало того, выливает на мою спину с окна воды, грязные от вымытой посуды или ног. Теперь ты скажи, как я могу вернуться в тот двор?!
Сказанное коровой очень сильно подействовало на Сувасатара:

- А как ты терпела до сих пор? - спросил он.
- Пришлось терпеть, - ответила корова, - ведь я тоже кабаш (безрогая). Что сказать, ведь ты до сих пор не знаешь, что мой хозяин Кабаш и я из одного рода. У нас обоих одна прабабушка - Кабаш Кал! (Безрогая Корова).
- Когда и как это случилось? - спросил Сувасатар.
- Это было давно, когда предок Кабаша просил у Кабаш Кал о том, чтобы она превратила его в человека,
- Ты не жалеешь а том, что того же не добились твои предки? - спросил Сувасатар.
- Нет, - ответила корова, - лучше быть животным, чем проводить жизнь алчного и лицемерного человека. Потом добавила: - Ты добрый человек. Я чувствую твое положение, знаю, что Кабаш не даст тебе жить спокойно, если я не вернусь. Но... ты умрешь.
Тот, кто стал свидетелем того, что корова говорит человеческим голосом, должен умереть - ему нет спасения...
...Назавтра, утром распространилась весть по селу: Сувасатар умер. Когда родственники вынесли его тело во двор и направились на кладбище, на небе появились голуби. Они вцепились в тело Сувасатара и улетели в неизвестном направлении. На другой день стало известно, что на склоне у противоположной горы появилась свежая могила - несомненно, принадлежащая Сувасатару. Рядом с могилой в одночасье выросло одинокое дерево..

-4

Святилище Пармак. Предание гласит, что Первотворец, прежде чем навсегда сгинуть в Ба-сув, снял с себя папаху и положил наземь. Так образовалась новая снежная вершина. Это святилище покровительствует восточной границе.

Местные святилища

Практически в каждом лезгинском селении есть могилы святых и благонравных людей или воинов, где совершаются священные обряды. В качестве примера, пир Шарвили в селении Ахты. Часто эти могилы являются местами паломничества для представителей конкретных родов.

На могилах святых часто сажали деревья (дерево - символ начала жизни и вечности). Немаловажную роль играют и камни. В мифологии часто встречаются сюжеты, связанные с камнями. Ведь согласно легендам, душа могла переходить в камни, тк они тоже представляют из себя символ вечности.

Священные объекты

К этой категории относятся леса, луга, ручьи, озера и тд. В природных объектах живут малые божества и демоны, поэтому в таких местах нужно вести себя уважительно и почтительно к здешним магическим силам. За вырубку лесов духи могут жестоко покарать: согласно поверью в советское время жителей селения Худат отправили на вырубку леса в хозяйственных целях. Никто из них не вернулся. Их нашли изрубленными в чаще леса. Духи леса сделали их безумными и таким образом покарали.

Ритуал посещения пира

Ритуальное посещение священного места заключалось в определенной последовательности действий. Во-первых, чтение молитвы-благодарности языческим богам. Во-вторых, обход дерева, камня или постройки 3-7 раз. Затем необходимо изложить свою просьбу богам. После этого на деревья, если они есть, нужно подвязать лоскут одежды. Дополнительный обряд - съедение священной земли или разведение ее в воде, после чего все равно необходимо ее выпить. Последний шаг - жертвоприношение. Это основный список действий, в зависимоти от конкретного объекта он может расширяться.

В обрядовом поведении лезгин прослеживается преемственность. Независимо от изменений жизни в обществе и смены идеологий, лезгины всегда оставались преданными своим старым традициям. Всему новому приходилось адаптироваться под старые традиции, результат чего мы наблюдаем и по сей день.

-5

Список литературы

Бадалов Ф.А. - Астральная религия лезгин, книга II - изд-во Этно-Онлайн, 2008 - 461 с.

Бадалов Ф.А. - Астральная религия лезгин, книга III - изд-во Этно-Онлайн, 2011 - 524 с.