3,7K подписчиков

“Шарада” (1963, Charade): Вам письмо

121 прочитал

Мне хотелось посмотреть какой-нибудь лёгкий и развлекательный фильм. В списке на КиноПоиске обнаружила, что упустила из вида “Шараду” Стэнли Донена (Stanley Donen). Это тот фильм, который смотрит Вивиан Уорд в “Красотке”, пока Эдвард Льюис размышляет о своей жизни, играя на рояле в отельном ресторане, который уже закрылся на ночь.

Этот фильм очень подходит для вечера, когда хочется расслабиться. Не случайно именно его смотрит Вивиан после нервного поиска коктейльного платья, когда ей пришлось столкнуться с жестокостью обслуживающего персонала, и после ужина в ресторане в компании с большими бизнесменами, когда под каждое блюдо полагаются свои собственные вилки и ложки. В “Красотке” засветился финальный момент, когда Реджина Лэмперт признаётся в любви Брайану Крукшенку: “Я люблю тебя, Питер, Алекс, Адам, Брайан”. И мне всегда казалась странной эта реплика. Теперь она звучит очень забавно.

Обложка dvd “Шарады” из коллекции Criterion
Обложка dvd “Шарады” из коллекции Criterion

Сюжет

Реджина Лэмперт (Одри Хепберн) и её подруга Сильвия с сыном Жаном-Луи отдыхают на горном курорте. Реджина делится с подругой, что собирается разводиться с мужем, потому что устала от того, что Чарли постоянно что-то недоговаривает, словно он причастен к чему-то опасному. И это внушает ей чувство страха.

За день до отъезда в Париж Реджина знакомится с Питером Джошуа (Кэри Грант), и между ними возникает мгновенная симпатия. “Незнакомцы, встретившиеся в дальних странах, будут всё время стремиться встретиться вновь”, – говорит Реджина в их первую встречу, и они действительно снова встречаются в Париже.

Питер приходит к Реджине как раз в тот момент, когда она узнаёт, что её муж Чарли убит, что он продал всё их имущество из квартиры на аукционе, что деньги от продажи пропали и полиция подозревает в убийстве именно её.

Реджина доверяет Питеру, он остаётся рядом, чтобы помочь разобраться в этой странной ситуации.

Впечатления после просмотра

Про режиссёра этого фильма Стэнли Донена говорят, что он из тех мастеров, кто старался “удаляться” из своих работ, чтобы именно актёры и сама история проявлялись, а его эго должно в этот момент спать. Он был режиссёром, который понимал, что фильмы сильны настолько, насколько сильны их ключевые составляющие: сценарий, звёзды и многочисленные сотрудники на съёмочной площадке. “Перу” Донена принадлежат такие картины как “Поющие под дождём” (1952, Singin' in the Rain) с Джином Келли, “Королевская свадьба” (1951, Royal Wedding) с Фредом Астером и “Забавная мордашка” (1957, Funny Face) с Одри Хепберн, сияющей красотой в нарядах от Givenchy.

При том, что описание сюжета звучит настораживающе, в нём можно заподозрить разборки, угрозы, погони, словом, мрачный триллер, в котором героиня Одри Хепберн – это типичная “дама в беде” (damsel in distress), а герой Гранта Питер, на первый взгляд, спаситель, но, по правде говоря, таит угрозу, но, на самом деле, “Шарада” оборачивается комедией. И, поверьте, юмор в ней прекрасный. Реплики между действующими лицами обыгрывают происходящее, логично обсмеивая и вписывая факты в себя. В этом огромное достоинство фильма, что криминальная история преподнесена так весело, в неё даже искусно внедрён элемент мелодрамы (пылкое увлечение Реджины Питером), который совсем не портит общий смысл.

Но, если всё же хочется увидеть ту же историю с утяжелением и в виде триллера, то есть версия от режиссёра Джонатана Демме “Правда о Чарли” (2002, The Truth About Charlie) с Марком Уолбергом, Тандиве Ньютон и Тимом Роббинсом.

Разбор сюжета

Центральной темой фильма является охота/поиск и последующее исследование этого понятия в разных сферах жизни.

Месье Бартоломью и Реджина
Месье Бартоломью и Реджина

На первом плане находится вожделенный объект, за которым охотится троица подельников Чарли Лэмперта (как выяснилось, что его настоящая фамилия Восс), – это деньги, 250 тысяч долларов*, если точнее. Параллельно с этим ведётся и другой поиск. Реджина Лэмперт захотела избавиться от неопределённости, которую ей внушил муж, что стало причиной для её желания развестись. Реджина устала от лжи и секретности со стороны своего мужа Чарльза. И это её пугало, она чувствовала, что он от неё что-то скрывает. Ей захотелось спокойствия и правды.

***

*в сцене, когда инспектор национальной жандармерии показывает сумку, найденную в купе Чарли, он поочерёдно вынимает из неё предмет за предметом. Это напомнило мне постоянную рубрику на YouTube-канале Vogue “Что в сумке у…”, и я подумала, что этот момент вполне мог вдохновить редакцию журнала на создание этой рубрики. Порой такие непримечательные моменты из фильмов вроде демонстрации вещей в сумке становятся идеей для целой рубрики, пользующейся популярностью у подписчиков.

Мне хотелось посмотреть какой-нибудь лёгкий и развлекательный фильм. В списке на КиноПоиске обнаружила, что упустила из вида “Шараду” Стэнли Донена (Stanley Donen).-3

***

По сути, его жажда наживы их разлучила, а ей надоело жить в неопределённости. Через это показана неудачная модель семейной жизни, когда супруги являются друг для друга просто соседями по квартире, а не напарниками. В начале есть сцена, когда Реджина сидит в опустевшей гостиной и курит. Она говорит Питеру, что любила эту комнату, а Чарли не было до этого никакого дела. Он видел все предметом в суммарном эквиваленте, она – в романтическом.

Питер Джошуа предстал перед ней в совершенно противоположном свете. Во-первых, в момент, когда она осознала, что её браку с Чарли пришёл конец, во-вторых, Питер привёл за руку шаловливого сынишку Сильвии, который кидал снежки в барона. Питер стал ассоциироваться с ответственностью и серьёзностью в сравнении с вызывающим тревогу Чарли. Потому она не могла уверенно ответить на вопрос, любила ли она своего мужа. После всего, что ей о нём открылось – несколько поддельных паспортов, огромный долг перед правительством, другая фамилия – невозможно было признаваться в чувствах незнакомцу.

Питер Джошуа и Реджина пытаются найти исчезнувшие деньги
Питер Джошуа и Реджина пытаются найти исчезнувшие деньги

И, хотя Питер был в прямом смысле незнакомцем, он выигрывал перед Чарли тем, что вызвал в Реджине доверие. Этот факт подчёркивается в повествовании, чтобы обозначить важность этого состояния конкретно для неё и в целом дать понять, что этот элемент в отношениях является одним из основных. А Стэнли Донен говорил: “Если раскрывать правду о людях, вступающих в брак, к сожалению, они не проживут долго и счастливо. Если им повезёт, они будут жить вместе до конца своих дней”.

Сын Сильвии Жан-Луи и Реджина. Возвращаясь к высказыванию режиссёра этого фильма Стэнли Донена, что в фильме важнее сценарий и его актёры, то в этом фильме намёк на разгадку изящно вписан с самого начала. Жан-Луи мало появляется в фильме, но его роль вместе с этим крайне важна. По крайней мере его любовь к почтовым маркам является решающим фактором для разгадки.
Сын Сильвии Жан-Луи и Реджина. Возвращаясь к высказыванию режиссёра этого фильма Стэнли Донена, что в фильме важнее сценарий и его актёры, то в этом фильме намёк на разгадку изящно вписан с самого начала. Жан-Луи мало появляется в фильме, но его роль вместе с этим крайне важна. По крайней мере его любовь к почтовым маркам является решающим фактором для разгадки.

Другой интересной темой в истории является вопрос того, определяет ли человека имя и его паспорт. Если в паспорте написано имя, это ещё не значит, что вам знаком этот человек. Реджина жила с Чарльзом и не знала ничего о нём, кроме имени, да и оно оказалось настоящим наполовину. “Что заставляет человека лгать” – задаётся вопросом Реджина. Это тоже в некотором роде поиск. Поиск правды. Потому что помимо большой суммы, все в этой истории ищут правду – куда пропали деньги, почему никто не признаётся в том, кто он есть на самом деле. И заодно выясняется, что всем есть, что скрывать.

На примере Питера Джошуа можно проследить игру с именами и тем, как они влияют или нет на человека. В этой забавной чехарде с постоянно меняющимися именами становится ясно, что как человек он остаётся прежним, а всю правду не может открыть потому, что полный её объём может помешать ему получить желаемое.

И потом в этом фильме на примере почтовых марок очень остроумно показано и обыграно, что большая ценность обычно находится перед глазами, просто нужно быть внимательнее.

***

Заключение

Пусть “Шарада” выглядит наивно и слишком по-доброму для зрителя, пережившего несколько потрясений, начиная с 2020 года, якобы привыкшего к суровым условиям мягкой периной не пронять. В апреле 2020 года логичным образом стал популярен триллер Стивена Содерберга “Заражение” (2011, Contagion), а также “Я – Легенда” по роману Ричарда Мэтисона в экранизации Фрэнсиса Лоуренса и сериал “Эпидемия” (с 2018) заиграли более яркими красками, потому что вымышленные фантазии постановщиков вдруг оказались за окном. Увлекательно, как для малолетнего ребёнка, и неизвестно, чем всё это закончится. Но сейчас пришёл такой момент, когда экстрим перестал приносить радость, эффект новизны испарился. И как раз фильмы – наивные, добрые и светлые – такие, как “Шарада” Стэнли Донена наполняются по-новому. И приходятся очень кстати для души. Уже хочется радоваться, а не прятаться под кровать, как испуганный кот.