Найти в Дзене
Путешествие в Тибет.

Сага.Путешествие в Тибет.

Тибет.День-6

11.06. Сага. День 6.
Наш маленький гест в Латсе покинули рано утром. Снова дорога и джипы уносят нас все дальше и дальше на Запад. Погода по прежнему великолепна с той разницей, что сегодня небо практически полностью безоблачно. Лишь изредка, на самом горизонте, мелькнет одинокое белое облачко и вскоре исчезнет в голубой дали. Дорога все еще хорошая ,асфальтированная. Три дня длительных переездов уже порядком утомили. От постоянной тряски начала ныть спина и появилось ощущение «сплюснутости» того самого места, которое «несет» на себе всю «ответственность» за сидячее положение тела. Но каждый пройденный километр неизменно открывает взорам все новые и новые красоты и удивительные виды нагорья с видами снежных шапок Гималаев на горизонте.
Это оправдывает все неудобства, и мы с восторгом часами вглядываемся в смену ландшафта за окном наших джипов. Первую половину пути двигались по долине, справа и слева окруженной горами. Кое-где еще встречается зелень редких порослей травы, пробивающейся сквозь каменистую поверхность нагорья. Холмы каменисты, пустынны и совершенно голы. Иногда, на южных склонах встречается совершенно удивительной формы растительность, покрывающая землю небольшими зелеными островками,напоминающими коралловые образования на песчаном дне теплого моря. На серо-зеленых просторах – многочисленные стада яков, овец и коз, которые, насколько хватает глаз, разбрелись по холмам и долине. Невольно возник вопрос, кто и как контролирует выпас этих животных и как возможно собрать их в единое стадо?
К слову, местные козы, совсем маленькие, значительно уступающие в размерах нашим.Видимо, это следствие скудного питания и холодных зим, генетически закрепивших небольшие размеры животных, позволяющие им легче приспособиться к суровому тибетскому климату. К одиннадцати часам застряли на одном из горных перевалов – 4700 м. над уровнем моря. Как оказалось, впереди шло строительство дороги.
На самой вершине небольшая бригада рабочих и несколько единиц техники подсыпали и уплотняли участок дорожного покрытия. Длинная вереница грузовых машин, наполненных щебнем и строительными материалами, замерла в ожидании, когда невидимый начальник даст команду на пропуск колонны, «хвост» которой замер и терялся где-то далеко внизу, за поворотом серпантина. С этого момента замечательные тибетские дороги, о которых уже не раз хвалебно упоминалось в повествовании, закончились. Дальше началось суровое бездорожье: в лучшем случае – пыльная грунтовка, с многочисленными съездами-объездами,рытвинами и ухабами; в худшем – отсутствие оной и первозданная каменистая поверхность нагорья.
На отдельных участках движения, на расстоянии в десятки километров друг от друга, встречаем небольшие строительные бригады, выполняющие неимоверно тяжелую работу. Состоят они исключительно из тибетцев, причем как мужчин, так и женщин. Мы не раз наблюдали, как вместе с мужчинами тибетские женщины переносили на своих плечах большие корзины с щебнем и камнями, орудовали лопатами, выполняли другую тяжелую работу. Китайцев на строительстве дорог мы не встретили ни разу.
Оставалось только удивляться выносливости людей: «махать лопатой» на высоте 4-5 тысяч метров в условиях острой нехватки кислорода, под жестокими лучами солнечной радиации, в холодном воздухе, при постоянном сильном ветре, это, поистине, адский труд!!! Более того, условия жизни здесь не менее суровы, чем сам труд.Строители ночуют и «отдыхают» (если понятие отдыха для них вообще существует) в небольших палаточных лагерях, представляющих собой 3-4 брезентовых палатки,раскинувшихся у обочины. Здесь же – подобие кухни с печкой-буржуйкой и глубокая яма, устеленная полиэтиленовой пленкой и наполненная водой.
Вот и весь «сервис»: ни тебе туалета, ни тебе рукомойника! В общем, «...здесь под каждым ей кустом был готов и стол, и дом». Не хотел бы я провести даже одну ночь в такой палатке, на высоте 5000м. От одной такой мысли мурашки бегут по коже!
На перевале простояли три часа. Пользуясь вынужденной остановкой решаем размять кости и прогуляться к участку строительства.Вылезаем из машин и карабкаемся по насыпанному вдоль обочины высокому гребню,образованному горной породой вынутой со склона холма при «прорезке» дороги.Сверху наблюдаем растянувшееся «тело» колонны и прекрасный вид окрестных гор и равнины. На наше счастье, нам не пришлось ждать весь день, хотя такое, со слов гида, вполне могло случиться. Иногда можно простоять 10 и более часов в ожидании пока строители закончат работу и откроют движение транспорта. На этот раз нам повезло.
Миновали еще один перевал. Высота -5000м. И вновь –восхитительный вид на горы и долину! Сильный ветер! Дальше – пыльный кошмар бездорожья и еще несколько утомительных часов тряски до самой Саги! Сага – небольшой по величине, ничем не примечательный населенный пункт,единственным «достоинством» которого является факт его расположения на реке Брахмапутра (по-тибетски - Ярлунг Цангпо).
Перед въездом в город на чекпоинте, а точнее PSP (пропускной пункт китайской службы) предъявляем паспорта и пермиты. Поселок очень маленький, лежащий на небольшом блюдце низины, со всех сторон окруженной кольцом гор и холмов. При въезде сразу бросилась в глаза большая воинская часть, на плацу которой военные выполняли какие-то строевые упражнения.Дислоцирующиеся здесь военные контролируют участок китайско-непальской границы,расположенной неподалеку. Наш гест находится всего в нескольких метрах от забора части, и мы слышим все,что происходит за его пределами. Гест абсолютно типичен для здешних мест – двухэтажная, квадратной формы постройка, образующая замкнутое пространство с небольшим двором в центре.Комнатка в четыре кровати – вот и весь антураж «апартаментов». Главное, несмотря на весь аскетизм, здесь относительно чисто.
После скромного ужина наша «инициативная» тройка - я, Артем и Наташа,- по обыкновению, отправились исследовать округу. Поскольку в самом поселке идти оказалось совершенно некуда, было решено забраться на верхушку одного из близлежащих холмов. К общему удивлению, здесь нас ждал неожиданный сюрприз... Поднявшись к основанию холма, мы наткнулись на ритуальное место, чем-то напоминающее древнее капище. На склоне - небольшая старая ступа, вокруг которой свалены груды черепов с рогами яков и коз. На каждом - вырезанные знаки ОМ и тексты священных мантр. Рядом – четыре вертикальных столба с несколькими нитками разноцветных флажков лунг-та и 20-30 метровой длины стенка ритуальных вращающиеся барабанов.
Всю площадку с расположенной на ней ступой, флажками и костями окружает невероятное количество плоских камней, образующих подобие невысокой каменной стены по периметру. На камнях – вырезанные тексты мантр. Такие места в Тибете называют «манивол», что означает стена, сложенная из камней-мани – обычных плоских камней с вырезанными на них слогами мантры «Ом мани падме хум».
В дальнейшем, мы неоднократно встречали подобные каменные кладки в долине Гаруды, монастыре Тиртхапури, во время коры вокруг Кайлаша. Обо всем этом еще будет рассказано. Но первое подобное место, повстречавшееся нам здесь, в маленьком неприметном городке Сага, оказало на нас большое впечатление.Пройдясь вдоль линии молельных барабанов, покрутив их желтые цилиндры,покидаем «манивол» и взбираемся на верхушку холма. Перед нами - великолепный вид на горы и лежащий внизу поселок. Здесь же, у разноцветных флажков, венчающих самую высокую точку, «отпраздновали» наше успешное восхождение шоколадкой и сухофруктами.Спуск не занял много времени и до наступления сумерек мы смогли побродить среди одиноко стоящих построек городка.В виду сохранившегося натурального способа ведения хозяйства, характерным для тибетцев является обособленное проживание семей. Каждая такая семья – замкнутая,самостоятельная хозяйственная единица, функционирующая на своей маленькой, такой же замкнутой территории.
Именно поэтому, даже в населенных пунктах, традиционными остаются отдельно стоящие семейные дворы, напоминающие скорее небольшие крепости, чем жилища. Каждая такая постройка весьма типична: вместе с окружающими ее стенами она образует квадратный блок, попасть внутрь которого можно только через единственные узкие ворота в стене. Внутри – небольшой двор с хозяйственными помещениями и собственно жилыми комнатами. Все строения сложены из местного материала – глиняных кирпичей, или крупных камней, обмазанных землей и глиной, и, каким-то образом, побеленных в белый цвет. На крышах домов и стен – лепешки навоза, а также, деревянные палки, которые, скорее всего, приносит река в сезон дождей. Все это «добро» сушится под солнцем, чтобы зимой быть использованным в качестве топлива.Часто над входной дверью, ведущей во внутренний двор, помещается череп яка с рогами.
Среди таких построек бродили мы, в завершение нашего первого и последнего дня пребывания в Саге. Вечером, в гесте, впервые за время путешествия и, как оказалось, в последний раз, встретили группу русских туристов, уже совершивших кору вокруг Кайлаша и возвращавшихся домой. Ребята оказались москвичами, не в первый раз побывавшими в здешних местах и совершивших не одну кору.Уставшие и заросшие многодневной щетиной, они с радостью делились впечатлениями, давая свои советы относительно коры. Больше всего нас интересовал и волновал вопрос погоды. На высоте 5000 метров, это единственный фактор способный помешать путешествию или значительно осложнить его. Как выяснилось, накануне у Кайлаша выпал снег. Но прогнозировать какой будет погода завтра, или в самое ближайшее время, не имеет смысла. Всё может измениться в мгновение ока. Это главный вывод, который мы извлекли из общения с москвичами.
В этот же вечер, несколькими часами позже, в гест прибыла Саша – владелец и руководитель небольшой тур-компании в Лхасе, собственно, организатор нашего тура. Невысокая, хрупкого сложения и очень милая девушка, несмотря на усталость, уделила нам внимание и также дала несколько полезных советов. Завтра нам предстоит преодолеть 500 км. и достигнуть Дарчена – небольшого поселка, с которого паломники и туристы начинают свой путь к Кайлашу. И хотя мы планируем выйти на кору только через 6 дней, если повезет с погодой, уже завтра мы сможем увидеть священную гору! А пока ложимся спать в очень холодной комнате. Благо, что есть толстые одеяла,очевидно сделанные из шерсти яка.