Про школьную еду во Франции.
Сразу дисклеймер, мои дети жили в самых разных пищевых условиях, было у нас время, когда оба ребенка в течении 6 месяцев (и я с ними за компанию) сидели на гипоаллергенной диете, в которой нельзя было:
1. Никакого мяса, кроме отваренной во вторичном бульоне говядины. Бульоны нежелательно. Никакой рыбы и морепродуктов совсем.
2. Яиц в любом виде, ни белка, ни желтка, в том числе и в выпечке.
3. Пшеницы и всех ее производных, от белой муки до манки и макарон. Картофель нежелательно.
4. Молока, кроме кисломолочных продуктов, где лактоза расщеплена.
5. Красных, желтых и оранжевых фруктов, ягод, сухофруктов и овощей.
Питались мы так:
1. Гречка.
2. Овсянка и самодельные овсяные диетические печенья.
3. Говядина в виде протертых паровых котлет (младшей было 2 года) и запеченных шариков с рисом.
4. Ряженка, кефир, творог.
5. Зеленые, белые и фиолетовые овощи и ягоды: яблоки, капуста, свекла, черника, чернослив.
На десерт я делала желе из творога с желатином и небольшой ложечкой сахара, больше ничего было нельзя.
Питались мы так странно не по моему капризу, а в связи с серьезной астмой у Платона и аллергией у Евы.
Моя сестра Света, гениальный педиатр и неонатолог понимала, что долго без долгоиграющих последствий растущие организмы на строгих ограничениях не протянут, и было решено стабилизировать состояние и постепенно выходить из диеты.
Для этого я и дети поехали на астматический курорт Сандански, всем моим друзьям оттуда пламенный привет, на границе Болгарии и Греции, где купались в горячей минеральной воде, дышали целебным воздухом, брали специальные массажи для легких и потихоньку добавляли в рацион самые важные продукты по одному в минимальных дозировках.
Как это выглядело?
В первую неделю каждому ребенку добавляем в привычный рацион по 1/8 желтка ежедневно утром, если нет последствий, то во вторую неделю будет 1/4 желтка.
Когда я это несчастное яичко делила, четырехлетний щекастый Платон говорил: "Мама, я мечтаю о дне, когда съем целое большое яйцо, прямо с белком", и у меня слезы текли по лицу.
Через 6 месяцев подвига, 3 из которых мы провели на море в Албании, выбирали из экономии место, денег не так много, срок длинный, дети уже ели все, включая клубнику, персики, инжир, курицу, баранину и начинали утро, поливая друг друга ледяной водой из садового шланга и выпивая за день по литру сирене (балканского густого кефира) из холодильника.
Возможно после этих испытаний, дети мои готовы к новой еде, и обладают прекрасным аппетитом.
В Москве и в нашем уютном саду и в комфортной школе была собственная кухня и кормили до 5 раз вкусно и изысканно, так что дома в рабочие дни я просто перестала готовить, потому как: "Мама, ну что этот надоевший куриный суп с лапшой, сделай уже нам цветную капусту под сливочным соусом, или например слоистую запеканку из картофеля с сыром и мясом, как в саду, или хоть бы и суп, но тогда солянку с каперсами и сосисками".
Во Франции дети мои едят все с неизменным аппетитом. Я обсуждаю с ними меню, которое заранее, чтобы дома родители не дублировали, вывешивают у школьных ворот.
Риска дублировать в моем доме никакого нет, когда Ева рассказывает мне что тонкая как спичка зеленая фасоль была хрустящей, а соус обволакивающим, я понимаю, что мне подобные изыски недоступны в принципе.
Я спасаюсь пачками прекрасных замороженных хинкали из магазина "У Маши", в которых даже заветный обжигающий хинкальный бульон присутствует и макаронами по-флотски.
Ева в школе выучила все названия продуктов, потому что если ребенку непонятно, что в тарелке, ему терпеливо расскажут.
Представляю, как я подхожу в моей советской школе к суровой поварихе на раздаче и спрашиваю, что там такое темное, мохнатое и загадочно-пахнущее в моем компоте.
Говядина из бушери (мясной лавки) жирностью до 12%, написано в школьном меню у Евы, а я вспоминаю, так называемый плов из моего школьного детства, в котором неаппетитные куски сала заменяли мясо и дополнялись холодным слипшимся рисом и морковью клочьями.
Омлет из яиц свободного выгула, продолжаю я читать про обед во французской школы, и вспоминаю почему-то отливающий в синеву, но полностью съедаемый омлет из моих 9 лет.
Шоколадно-ванильный десерт, вот чем французские школьники закончат трапезу в понедельник, и я вспоминаю какой роскошью была для нас редкая школьная творожная запеканка, со сладкой подгорелой нижней корочкой, без даже следов изюминки.
Во вторник на десерт сыр+груша, в четверг будет кофейный эклер, а в пятницу сливочный йогурт, произведенный в нашем регионе PACA.
Тут же встречаю маму русскоязычной девочки, и она жалуется, что ребенок в школе совсем не ест, там вам ни борщика, ни сырников, ни манки, все какие-то соусы, рыба и непонятные десерты, и понимаю, какими разными могут быть впечатления от одной и той же столовой.
А как ваши дети едят в школе? Нравится? Рассказывают вам?