Найти тему
Мой мир

Фильм дрянные девчонки. Рассуждение.

Сюжет этого фильма Марка Уотерса легко назвать стереотипным для доброй половины молодежных комедий нулевых годов. В старшей школе появляется новенькая и переворачивает привычный уклад школьной жизни с ног на голову. С ее приходом местная королева и ее фрейлины начинают войну — а на войне, как известно, все средства хороши. Да, вначале фильм «Дрянные девчонки» — это образцовое дурновкусие и примитивные стереотипы. Героини Линдси Лохан, Рейчел Макадамс и Аманды Сейфрид играют канонических стерв, круг интересов которых — это парни, прически и фигуры. Правда, потом к ним приходит прозрение и из заклятых врагов девушки превращаются в близких подруг. Вместе с этим история о школьном противостоянии вырастает в рассказ о принятии себя, эмпатии и разрушающей силе ненависти. Вот шесть уроков, которые преподали нам Кейди, Дженис и Реджина.

Урок 1.

Компания решает — эту простую истину американские ромкомы вбили в голову крепко. Однако в «Дрянных девчонках» компания — не только способ ранжировать героев в зависимости от их популярности, но и маркер токсичных отношений на любом уровне. Главная героиня Кейди, едва появившись в школе, считалась безобидным аутсайдером — но после того, как связалась с компанией самых модных девчонок школы, называющих себя «баунти», начала копировать их привычки и в конце концов превратилась в одну из них. Однако такая «дружба» не сделала ее счастливее или лучше — так «Дрянные девчонки» доказывают, что друзья и подруги поддерживают, а не унижают. Признаются в любви, а не называют «глупой» или «сукой». Важно проговаривать, что за маской дружбы часто кроется пассивная или даже активная агрессия — и важно научиться видеть ее там, где должны быть поддержка и принятие.

Урок 2.

В одном из эпизодов преподавательница математики мисс Норбери буквально артикулирует простую феминистскую истину: слатшейминг — это плохо. «Вам нужно перестать называть друг дружку шлюшками и потаскушками, потому что тем самым вы разрешаете парням обращаться к вам точно так же», — говорит героиня Тины Фей.

Урок 3.

«Раньше я думала, что может быть только две проблемы: слишком худая и слишком толстая, — сокрушается героиня Линдси Лохан Кейди Хирон. — Теперь выясняется, что проблем с телом гораздо больше». За этой грубоватой прямолинейной фразой можно отыскать намеки на бодипозитив, ведь наши тела — это гораздо больше, чем наши фигуры. Конечно, в 2019 году описывать его особенности словом «проблемы» не очень корректно, потому что во многом эти «проблемы» (например, целлюлит) навязаны обществом и таковыми не являются. Поэтому бодипозитив может и должен стать современной философией красоты, в которой принятие собственного тела — важная составляющая психического здоровья. Убиваться из-за того, что оно не соответствует чьим-то идеалам красоты — несовременно и вредно для здоровья: только посмотрите, до чего доводят себя «подруги» Кэйди из-за того, что у них не удалась прическа.

Урок 4.

Чтобы привлечь внимание бывшего парня Реджины, Кейди Хирон начинает притворяться, что ничего не понимает в математике. Ее притворство, впрочем, совсем не мешает ей дойти до финала школьной олимпиады — как, впрочем, и отношения с объектом воздыхания. Простая сюжетная подробность наталкивает на мысль, что ни одна девушка не должна казаться глупее только для того, чтобы кому-то понравиться. К этому женщин приучают с детства. Недавно одна пермская гимназия ввела разные проходные баллы для мальчиков и девочек: первым для поступления в первый класс нужно было набрать 65,7 балла, вторым — 69,1. «Как правило, девочки более прилежные, а у мальчишек в основном нет этого прилежания, поэтому у них баллы ниже. Но зато потом они становятся лидерами. Кто управляет страной? Как правило, мальчишки бывшие», — заявила директор школы в ответ на обвинения в дискриминации. Если мужчины боятся конкуренции в исконно «мужских» отраслях (математика и точные науки в принципе — одна из них), то это только их проблемы.

Урок 5.

В финале той самой олимпиады по математике Кейди понимает: шейминг «некрасивой» соперницы не поможет ей победить. Позже она только убеждается в этой мысли. «Называя кого-то жирным, ты не становишься худее. Называя кого-то тупым, ты не становишься умнее. Разрушив жизнь Реджины Джордж, я определенно не стала счастливее. Все, что вы можете сделать в жизни, — это решать собственные проблемы», — говорит она.

Урок 6

В финале «Дрянных девчонок» от войны главных героинь не остается и следа. На выпускном вечере Кейди избирают королевой бала, после чего она выступает перед классом с речью, как прекрасны ее вчерашние соперницы. В честь примирения Хирон ломает корону и раздает всем по ее кусочку — после чего, надо полагать, от их вражды не остается и следа. В финале фильма сестринство становится здоровой альтернативой женской ненависти, к которой девочек тоже приучают с детства. Женская мизогиния — сложный феномен патриархальной культуры, который дает одним женщинам над другими некоторые преимущества. «Я не такая, как эти бабы, я нормальная», — так обычно говорят женщины про себя, желая отдалиться от других женщин. Однако именно идея сестринства как одна из основополагающих для современного феминизма может положить конец дурной практике — героини «Дрянных девчонок» наглядно это доказывают.