Индийские мотоциклы представлены на российском рынке относительно недавно. Продукция второго по величине производителя мотоциклов Индии - BAJAJ, появилась на российском рынке в 2016 году. На сегодняшний день, это пока единственный мото-производитель Индии, чья продукция представлена на российском рынке. В общем объеме продаж мототехники в России индийская продукция пока занимает небольшую долю, в целом рынок на сегодняшний день практически полностью занят китайской мототехникой, особенно в массовом сегменте. В то же время индийские мотоциклы Баджадж заняли свою уникальную нишу и нашли своего покупателя, благодаря уникальному набору потребительских качеств.
Рассмотрим основные популярные мифы об индийских мотоциклах.
1. Индийские мотоциклы - это ROYAL ENFIELD.
Действительно, Роял Енфилд это, пожалуй, наиболее известная марка индийских мотоциклов. Этой марке мотоциклов уже более 100 лет и они выпускаются и по сей день, имеют современный внешний вид и характеристики и пользуются хорошим спросом прежде всего в Индии.
Например, одна из наиболее популярных моделей - BULLET 350. Эта модель отличается от массовых индийских мотоциклов, которые производят более крупные индийские производители - HERO, BAJAJ, TVS, своим аутентичным дизайном, и имеет вполне современную начинку - одноцилиндровый 4х тактный инжекторный двигатель 350 куб.см. воздушного охлаждения, 2х канальную систему ABS. Цена в Индии - около 175 тысяч рупий в розницу, то есть на сегодня примерно 200 тыс. руб.
Но, в то же время, Роял Енфилд выпускает ежегодно менее 1 млн. мотоциклов - около 835 тыс. за 2022 год. Что по сравнению с другими индийскими производителями - не много - HERO выпускает около 9 млн. единиц в год, Баджадж - около 6 млн., TVS - около 3 млн.
Поэтому в Индии на дорогах мотоциклы Royal Enfield конечно встречаются, но в общем потоке из массы индийских HERO, BAJAJ, TVS, а также импортных марок, таких как HONDA, KTM, их еще надо высмотреть.
2. Индийские мотоциклы имеют превосходное качество на уровне японских мотоциклов.
Индийские мотоциклы действительно выпускаются в условиях современного массового производства, технология производства сопоставима с производством, например, автомобилей - сборочные конвейеры с тактом выпуска, современное оборудование, многоступенчатый контроль. Модельный ряд у каждого производителя - небольшой, в пределах 10 моделей, но объемы выпуска каждой модели - огромные. Такой массовый уровень производства обеспечивает действительно высокое качество, ведь проблемы с качеством обходятся при таких масштабах производства очень дорого. Но, не стоит слишком идеализировать индийские мотоциклы, они делаются в первую очередь для индийского рынка и соответствующего уровня цены - массовые модели BAJAJ, HERO, TVS, с двигателями до 150 куб.см - в Индии являются именно дешевыми в первую очередь - с ценой в розницу до 100 тр по российским деньгам. Дешевый целевой сегмент и массовое производство подразумевают максимальную разумную экономию на всем - двигателе, подвеске, толщине металла "по кругу", лако-красочном покрытии, резине. Индийские производители давно сотрудничают с мировыми брендами, такими как, например, KTM - BAJAJ, BMW - TVS. Некоторые европейские модели, в основном бюджетные, целиком производятся на соответствующих индийских заводах, но, важные момент заключается в том, что производство этих моделей физически отделено в цехах от производства индийских мотоциклов - европейские модели производится на отдельном оборудовании под постоянным контролем представителей европейских производителей, с соответствующим контролем качества.
3. Индийские мотоциклы прекрасно подходят для российского рынка.
Что можно утверждать наверняка, так это то, что индийские мотоциклы годятся для индийского рынка - для него они и производятся миллионными тиражами ежегодно. Объем продаж Баджадж на российском рынке - около 5 000 (пять тысяч) штук ежегодно, в Индии - 6 000 000 штук. Поэтому спроектированы индийские мотоциклы в первую очередь как "комьютеры", то есть ежедневные транспортные средства для индийских условий эксплуатации - ровных дорог, жаркого климата без зимы. В России же индийские популярные модели, такие как Баджадж BOXER 150X эксплуатируют не только в условиях ровных дорог, но и по российским грунтовкам в "глубинке", в целом они хорошо себя зарекомендовали, но частно их немного дорабатывают под более плохие дороги - меняют подвеску и резину. В то же время, популярные индийские модели действительно пришлись по вкусу многим российским покупателям, потому что обладают некоторыми качествами, которые выгодно отличают их от китайских моделей - высокая надежность, или в случае, например, самого популярного семейства - Боксер - длинное седло и прекрасная эргономика, удобство посадки для людей разного роста и комплекции, возможность размещения багажа, двух (или даже трех-) местность, закрытый кожух цепи.
Но, поскольку основной рынок сбыта индийских мотоциклов все-таки Индия, то популярное семейство Боксер имеет и свои особенности, которые не очень подходят для российского рынка - маломощный (12 л.с.) двигатель 150 куб.см., своя схема переключения передач - все передачи переключаются вниз, отсутствие тахометра, колеса диаметра 17", а не 18".
4. Индийские мотоциклы - дешевые.
В Индии - да, в переводе на российские рубли. Все цены у производителей для рынка Индии - открыты, их можно посмотреть на официальных сайтах. Например, можно посмотреть цены на популярное в Индии семейство BAJAJ PLATINA (популярное семейство Боксер поставляется только на экспорт). Как видно, самая дорогая версия, с ABS, инжекторным двигателем 115 куб.см., передним дисковым тормозом, стоит в Индии примерно 80 тысяч рупий, то есть 100 тысяч рублей в розницу. В России к цене производителя с завода добавляется стоимость перевозки, таможенные пошлины и НДС, и в России индийские мотоциклы получаются доступными по цене, но не слишком дешевыми - самая популярная модель - BAJAJ BOXER 150X стоит на сегодня в розницу 148 тр.
5. Индийские мотоциклы - лучше китайских.
В целом по надежности - да, они производятся в условиях массового производства миллионными тиражами и по качеству в целом превосходят китайские. Но китайские производители имеют несопоставимо более богатый ассортимент, нацеленный на гораздо большее количество целевых групп покупателей. Хотите классический мотоцикл из семейства Боксер, но не 150 куб.см, а хотя бы 200 куб.см, а лучше 250 - таких не существует, хотите внедорожный мотоцикл типа Кайо, или недорогой туристический эндуро 250 куб.см. ? - таких среди индийских моделей тоже нет. Классик на колесах 18" - нет, модель 125 куб. под категорию А1, но с дисковым тормозом - на сегодня тоже пока нет.
Поэтому, лучше с точки зрения качества и надежности - да, с точки зрения суммы потребительских качеств, к которым относится не только качество и надежность, поскольку большинство покупателей не наездит даже 10 000 км за свою жизнь - китайские мотоциклы на сегодня не спроста занимают почти весь рынок новых мотоциклов в России.