До развития железных дорог этапирование заключенных и приговоренных к каторге осуществлялось пешком и баржами, с отдыхом по пути в перевалочных тюрьмах.
С развитием железных дорог зеков царской России стали перевозить в тюремных вагонах, которые присоединяли к обычным поездам. По имени премьер-министра России Столыпина, который это придумал, вагоны до сих пор называют "столыпинскими". Вот тюремный вагон 1910 года.
При царе это были переделанные товарные вагоны, в СССР комфорт этапирования повысился - тюремными стали пассажирские вагоны. Вот вагон предыдущего поколения времен СССР и России 90-х годов, которые используют до сих пор.
А ниже столыпинский вагон нового поколения, соответствующий по условиям современным стандартам комфорта заключенных. Он постепенно заменяет старые, и оба поколения тюремных вагонов маскируются под багажный вагон пассажирского поезда,чтобы не пугать людей.
Перегрузка зеков по вагонам, рискованная часть этапирования. Поэтому чтобы исключить побег, заключенные загружаются по одному после выкрикивания их фамилии, перебегая прямо из автозака.
Если подогнать автозак к путям нет, зеки погружаются /выгружаются сидя на корточках в окружении конвоя и собак. Конвою разрешается стрелять на поражение в случае чего.
Сам тюремный вагон представляет собой жесткий вариант купейного вагона с набором тюремных купе для зеков и обычного купе для конвоя. Курение запрещено, хотя по-тихому возможно. На этапировании разрешены книги , шашки и шахматы, если зэки захватили их с собой.
Благами цивилизации в виде вагонной кухни, горячей еды и белья с подушками на полках могут пользоваться только проводники и состав караула тюремного вагона. В эпоху СССР кухня для приготовления пищи выглядела вот так.
В столыпинском вагоне нового поколения есть все: микроволновка, плита и холодильник. Только телевизора нет - не полагается.
Зэки на этапе могут рассчитывать только на кипяток. Еще в СИЗО перед этапированием им выдают сухой паек на несколько суток этапа. Галеты, растворимые каши и супы,что надо с этим кипятком комбинировать. Если этап затягивается караул может выдать хлеб и консервы.
Пить и есть в тюремном вагоне стараются пореже, заключенных из купе-камер выводят в туалет только во время движения, выводят неохотно и редко, приходится ждать в очереди. Туалеты хоть и чистые, весьма страшны и суровы.
В новых вагонах туалеты уже похожи на обычные, пассажирские. Правда и там и там часто в рукомойниках кончается вода.
По нормам в одном тюремном купе этапа должны ехать 7 человек. Для этого есть 6 полок и еще одна раскладывается на ночь посередине. Бывает, что набивают до 12 зеков. Тогда все спят по очереди, пятеро спят, 7 сидят внизу и ждут своего права на сон. Белье, подушки не положены.
По ночам свет в камерах отключают, но комфорта нет, ведь стены купе - это стальные решетки. В коридоре ночью горит свет, а караул может заходить в купе, простукивать стены и осматривать окна на предмет подготовки побега. Распределяют по камерам по тяжести статьи, колонии и сроку.
Отдельно едут женщины и больные туберкулезом.
Самое главное мучение - неизвестность. Условия этапирования в столыпинском вагоне не из приятных, место назначения никогда не известно, как и время в пути. Тюремные вагоны часто отцепляют и тогда они стоят в отстойниках ожидая новых пассажиров или нужного поезда для дальнейшего маршрута.
Из девяти тюремных купе тюремного вагона шесть стандартных, три купе – тройники - это половинки стандартного купе с тремя полками для женщин и туберкулезников.
И есть особое купе, что от коридора отделяется не решеткой, а глухой металлической стенкой, металлом закрыто и окно. В этом купе всегда тьма, в нём едут осужденные на пожизненный срок. Вот эта камера под номером 9.
Благодарен за подписку/лайк 👍 Группа Вконтакте | Одноклассники