Найти тему

Рабочий лист по теме "Гласные в суффиксах причастий"

Рабочий лист содержит материал для актуализации знаний (спряжение и личные окончания глаголов), теорию по новой теме и упражнения для закрепления.

I. Актуализация знаний

Вспомните правила правописания гласных в личных окончаний глаголов. Дополните правила.

Правило 1.Приставка ВЫ- оттягивает ударение на себя.

Если в глаголе есть приставка ВЫ, надо её ___________________ и посмотреть, куда падает _____________ . Если ударение падает на _________________ , то эту букву и пишем, если нет, то применяем правило.

Например:

(он) вы́гор...т — _______________ ; (он) вы́ль...т — _____________ , (они) вы́лет...т — _____________ ; (они) вы́пь...т — _________________ .

Правило 2. Исключения из правила.

К I спряжению относятся:

● _____________ , _____________ , зиждиться, зыбиться.

Ко II спряжению относятся:

на –ать: ____________ , ______________ , _______________ , ___________________ ;

на –еть: ____________ , ______________ , _______________ ,____________ , ______________ , _______________ ,_______________ .

Правило 3. Определяем окончание по спряжению.

Если глагол не является исключением, то ставим его в ______________ и смотрим, на что он ______________ :

● на _________ — ____ спряжение;

● не на ________ — ______ спряжение.

Выбираем гласную:

· Iспр. — ________________ ;

· IIспр. — ________________ .

Лайфхак: цЕлУЮ, мИлАЯ.

Упражнение 1

Вставьте пропущенные буквы. Не забудьте убрать приставку вы- и посмотреть, куда падает ударение.

(Он) выгор…т, вылет…т, выбеж…т, выпь…т, выль…т, вырв…тся, высп…тся, выбь…т, вытр…т, высид…т, выгляд…т.

(Они) выбь…тся, выгор…т, вычуд…т, высто…т, высвист…т, вынес…т, выговор…тся.

Можно ли это же правило применить к данным ниже глаголам? Вставьте пропущенные буквы.

Он выкрас…т, они выброс…т, мы выдерж…м, он выгон…т, мы выстрел…м, они выскаж…т, он выплюн…т, она вымолв…т, они высмотр…т, вы выкрас…те забор, они выпрос…т.

Упражнение 2

Вставьте пропущенные буквы.

Пиш…шь (_______________________), он топч…т (___________________), доверя…шь (_____________), они ввод…т (__________________), он хлопоч…т (__________________), он верт…т (__________________), они леп…т (___________________), он клич…т (________________), надкол…шь (____________________), они выруб…т (_____________________), он груз…т (_______________), выпор…шь (____________________), он бледне…т (____________________), он отогре…тся (____________________), они слыш…т (____________________), даль темне…т (_________________ ), скука глож…т (____________________), чеш…шь (_____________________), повяж…шь (____________________), насекомые стрекоч…т (____________________), мороз щипл…т (______________________), почу…шь (____________________), ненавид…шь (_____________________), платье просохн…т (_____________________), они кол…т (_______________), снег дота…т (__________________), зате…шь (__________________), леле…м (_________________ ) мечту, разреж…шь (_________________), он не обид…т (__________________), провод…шь (_____________________), волки рыщ…т (_____________________).

II. Новая тема

1. Гласные в суффиксах причастий

Правило 1. Действительные причастия настоящего времени.

1) Находим глагол, от которого образовано причастие.

2) Определяем спряжение (не забываем про глаголы-исключения).

3) Выбираем гласную в зависимости от спряжения:

I спр. — -ущ-, -ющ- (сеять, Iспр. — сеющий, плакать,

I спр — плачущий);

II спр. — -ащ-, -ящ- (дышать, IIспр. — дышащий, клеить, IIспр. — клеящий).

Исключения: пышУщий, брезжУщий.

Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы.

Тяжело дыш…щий (_____________________) человек, мел…щий (_____________________) муку работник, пил…щие (_____________________) дерево рабочие, плещ…щиеся (_____________________) в воде ребятишки, кле…щий (_____________________) коробочку мальчик, знач…щееся (_____________________) по списку количество, бор…щийся (_____________________) с бурей экипаж, храбро сража…щийся (_____________________) полк, хлопоч…щая (_____________________) хозяйка, расстила…щаяся (_____________________) степь, стро…щееся (_____________________) здание, кол…щий (_____________________) дрова человек, ненавид…щий (_____________________) нас враг, пряч…щийся (_____________________) ребёнок, трепещ…щая (_____________________) рыбка.

Правило 2. Действительные причастия прошедшего времени.

1) Находим глагол, от которого образовано причастие.

2) Определяем, какая гласная пишется в инфинитиве перед –ть.

3) Эту же гласную пишем в причастии перед –вш.

Посеять — посеявший, покрасить — покрасивший, слушать — слушавший, увидеть — увидевший.

Упражнение 4

Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени.

Инфинитив / Причастие

муч…ть

разбав…ть

отча…ться

выздоров…ть

взлеле…ть

выслуш…ть

пове…ть

встрет…ть

завис…ть

выкач…ть (воду)

провер…ть

прокашл…ться

вылин…ть

замысл…ть

окле…ть

потрат…ть

Правило 3. Страдательные причастия настоящего времени.

1) Находим глагол, от которого образовано причастие.

2) Определяем спряжение (не забываем про глаголы-исключения).

3) Выбираем гласную в зависимости от спряжения:

I спр. — -ем- (решать, Iспр. — решаемый,);

II спр. — -им- (ненавидеть, IIспр. — ненавидимый).

Исключения: движИмый, незыблЕмый.

Запомнить: (не)отъемлЕмый, (не)приемлЕмый.

Упражнение 5

Вставьте пропущенные буквы.

Разыскива...мый (_____________________) раритет, трудновоспиту...мый (_____________________) подросток, доказыва...мое (_____________________) обвинение, составля...мый (_____________________) документ, занима...мая (_____________________) должность, независ...мая (_____________________) комиссия, обвиня...мый (_____________________) в угоне машины, слыш...мый (_____________________) соседом, вид...мое (_____________________) затмение, всеми уважа...мый (_____________________) человек, рекоменду...мая (_____________________) литература, отправля...мые (_____________________) письма, не облага...мые (_____________________) налогом услуги.

Правило 4.Страдательные причастия прошедшего времени

1) Находим глагол, от которого образовано причастие.

2) Определяем, на что оканчивается инфинитив.

3) В зависимости от этого выбираем гласную перед НН (Н):

● на – ать, -ять — -АНН-, -ЯНН- (закачать — закачанная (нефть); посеять — посеянный);

● на другое — -ЕНН- (закатить — закаченная (бочка), вынести — вынесенный, увидеть — увиденный).

Упражнение 6

Образуйте от данных инфинитивов страдательные причастия прошедшего времени.

Инфинитив / Причастие

отпустить

обидеть

рассмотреть

застрелить

расстрелять

погасить

замешать

замесить

развесить

развешать

купить

бросить

увенчать

обещать

обстрелять

подстрелить

затеять

раскроить

высмеять

посеять

склеить

обвешать

обвесить

утешить

Скачать файл с этими заданиями и ответами можно здесь.

Другие материалы для уроков в 7 классе здесь, здесь и здесь.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.