Песня группы «Ария» «Тысяча сто» вышла в эпоху повального увлечения молодёжи хард-роком и хэви-металлом. Когда такую музыку охотно потребляли все, особо не вслушиваясь в текст – потому что хватало драйва от музыки, взрывного припева и крутых гитарных «запилов».
О том, что это число – 1100 - не просто фигура речи, а имеющее конкретный смысл выражение – мало кто задумывался. Была даже такая версия: припев «Тысяча сто» - это отсылка к популярному мотоциклу «Ява», мечте молодёжи. Он ведь стоил именно 1100 рублей. Я будучи фанатом данной группы, тоже нередко задумывался: а про какой бой там поется то?
На самом же деле, написан текст данной песни был на основе реальных событий Великой Отечественной войны, о чём я и расскажу.
№2 «1100» вошла в репертуар группы только после её распада
Изначально, композиция «1100» должна была войти в альбом 1986 года «С кем ты?» Гитарист, сооснователь группы и автор её названия Владимир Холстинин написал на этот текст музыку и предложил песню парням. Но другие участники группы не приняли её. Сочли слабой, маловыразительной и малопонятной.
Вскоре группа «Ария» распалась. Четыре её участника отказались далее сотрудничать с менеджером группы Виктором Векштейном, и, основав новую группу «Мастер», ушли к другому промоутеру - Валерию Гольденбергу.
Велерий Кипелов и Владимир Холстинин остались с Векштейном, который пригласил новых музыкантов и перезагрузил проект. В 1987 году вышел самый успешный альбом в истории группы «Ария» - «Герой асфальта» (мой любимый кстати), и в него песня «Тысяча сто» вошла уже без каких-либо сомнений и дискуссий.
Текст песни написала поэтесса и переводчица Маргарита Пушкина. По мотивам воспоминаний своего отца — Анатолия Ивановича Пушкина (1915-2002), Героя Советского Союза, лётчика бомбардировочной авиации. За годы войны он совершил 70 боевых вылетов, 40 из них – в самый сложный и опасный период (с июля 1941-го по февраль 1942-го года).
Начав Великую Отечественную капитаном, заместителем командира полка, Анатолий Иванович окончил её полковником, командиром 188-й бомбардировочной авиадивизии.
Поэтому содержание песни можно как текст, каждое слово в котором имеет смысл, а не «просто так». Вслушавшись в слова, мы понимаем, что 1100 – это значит высота 1100 метров.
№1 Разгадка «таинственной» высоты 1100
Что за высота, которую так настойчиво просит штурман – герой песни? Версии, изложенные в интернете доморощенными «военными экспертами» и «знатоками военной истории», не дают ничего дельного. Самое забавное предположение юзеров - что якобы «на этой высоте не достают немецкие зенитки». При том, что 8,8 cm FlaK досягаемость баллистический потолок - 15000 м, а высота действительного огня - 10500 м. Устаревший зенитный пулемёт – и тот добивал до 1400 м.
Наградной лист Анатолия Ивановича даёт нам ответ на вопрос - на чём летал Пушкин? Там сказано следующее: «За время Отечественной войны им лично произведено 70 боевых вылетов, из них: на самолете СУ-2 = 52 вылета и на самолете ПЕ-2 = 18 вылетов».
В тексте песни речь явно не о Су-2 – в этом бомбардировщике экипаж состоит из 2-х человека: пилот и штурман-бортстрелок в одном лице.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 имел экипаж 3 человека: пилот, штурман и стрелок (который в песне
«был сущим дьяволом, он не думал умирать,
чёрный крест заходит справа нам, но некому стрелять» (погиб).
Вторая популярная версия, что «1100 м – это оптимальная высота для бомбометания» - тоже неверна. Это скорее минимально допустимая для атаки высота. После такого «нырка» идет проседание метров на 600-800, можно и не выйти из пике.
Поэтому, видимо, штурман и кричит пилоту, чтобы тот выруливал, пока не поздно, -«1100!» При этом бомбы ещё не сброшены!
Пилот заходит на цель, штурман смотрит в прицел и сбрасывает смертоносный груз.
⚡«Было две мелочи, которые выдавали немецких шпионов, их быстро вычисляли!»- откровения советского ветерана
Послушаем ветерана — пилота Пе-2 Тимофея Пантелеевича Пунёва:
«При пикировании нельзя использовать внутреннюю подвеску. Немцы внутреннюю подвеску применяли, у них специальный рычаг для выброса бомб был, а у нас не было. Поэтому было так: 1-м заходом пикировали, бросая бомбы с внешней подвески, а потом 2-м заходом с 1100-1200 м бомбили горизонтально, освобождая внутреннюю».
Картина, описываемая в песне, проясняется. Пе-2 бомбит объект, защищённый вражескими зенитками и истребителями. Бомбардировщику удалось совершить первый заход с пикирования и сбросить внешнюю подвеску.
Поэтому уже «на земле стальное крошево» (как поёт Валерий Кипелов). Осталась освободиться от внутреннего груза, который сбрасывается только с горизонтального полета. «Чёрные кресты» (истребители противника) уже поразили самолёт, есть возгорание.
Но в мыслях экипажа - только ярость боя и желание любой ценой выполнить задание: «То ли пламя, то ли ненависть ослепляет всех, кто жив». Поэтому штурман примкнул к прицелу, и не смотря на огонь, сосредоточен только на цели.
Финал стихов (и самой песни) открытый: он не позволяет точно сказать, удался ли этот второй заход, или нет. Сожаление лётчиков о том, что в ином мире нет такой высоты - идёт от желания бить врага везде и всюду, а вовсе не погибнуть.
Как видим, стихи действительно были написаны Маргаритой Анатольевной со слов боевого лётчика. А значит такой экипаж, который до последнего, даже в минуту смертельной опасности, профессионально и с боевой яростью бил врага, - реально существовал.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
Как вы думаете, о чём поется в песне?