Найти тему
KinoGeek

"Создатель": первый оригинальный умный блокбастер за последнее время. Мнение о фильме

Оглавление

В последнее время авторы голливудских блокбастеров резко обленились и стали выдавать зрителям какую-то претенциозную и графонистую чушь, чаще всего - сосланную на просторы каких-нибудь стриминговых сервисов, по типу того же Netflix. Больше никаких крутых экспериментов, заниженных бюджетов, действительно талантливых и популярных актёров (сравните того же Тома Круза из условной "Грани будущего" Дага Лаймана и какого-нибудь Райана Рейнольдса из "Призрачной шестёрки"), а главное - больше никакого вкусного и красивого визуала. Сегодня каждый второй новый блокбастер - это невероятно мыльное и шаблонное путешествие персонажей из точки А в точку Б без какой-либо конечной цели, без лейтмотивов в истории, без какой-либо важной нарративной составляющей, просто шаблонные и пустые истории, годящиеся максимум для дешёвеньких видеоигр какой-нибудь мелкой инди-студии. Однако в этом году сегодняшнюю печальную ситуацию со многими блокбастерами попытался исправить по праву потрясающий визионер Гарет Эдвардс, снимавший до этого первую "Годзиллу" в 2014-м году и, пожалуй, лучший проект Disney во франшизе Lucasfilm - спин-офф "Изгой-один". Эдвардсу дали на руки 80 миллионов долларов бюджета и сказали снимать своё неординарное фантастическое кино с полностью оригинальным сюжетом. И получилось ли у Гарета?

"Создатель" - даже не совсем блокбастер, в типичном понимании этого слова. Да, в фильме есть много экшен-сцен (даже очень красивых экшен-сцен, но о визуале парочку слов скажу чуть ниже), а тематика целиком построена на очередном противостоянии человечества и искусственного интеллекта, но новую ленту Эдвардса действительно сложно назвать "подпивасным" попкорновым боевичком без мозгов на один вечер. Всё-таки история "Создателя" - это нечто большее, чем наличие в ней кучи экшена и старого-доброго "мыла" (которого, к слову говоря, в этом фильме не было практически совсем). "Создатель" в первую очередь рассказывает именно о человеческих чувствах и взаимоотношениях, а сценарий ленты даже символично поделён на четыре акта, подобно какому-нибудь театральному представлению. Гарет Эдвардс явно изначально не задумывал снимать бездушное пустое кино. И это просто прекрасно

-2

Но, казалось бы, каким противостоянием людей и роботов сегодня уже можно удивить зрителей? Все смотрели того же "Терминатора", все играли в "Armored Core" или "Killzone" (авторы фильма явно вдохновлялись этими двумя игровыми франшизами), все уже давно насытились враждой остатков человечества и злого ненасытного искусственного интеллекта, однако "Создатель" ловко переиначил формулу подобных историй, и сделал всё наоборот: показал эту вражду с несколько иной стороны, подобно какому-нибудь "Аватару" Джеймса Кэмерона (иной раз действительно ощущал чувство дежавю), выставив роботов положительными персонажами, а большинство людей - антагонистами. И сценарий "Создателя" сегодня как никогда актуально ложится на современную мировую повестку - вторжение сверхдержавы на территорию другой страны, живущей по другим устоям и правилам, которых эта самая сверхдержава так сильно и опасается. Действительно, это то самое американское кино, в котором злодеями выступают кровавые американские империалисты, которые вмешиваются в дела чужого государства, опасаясь какой-то невидимой абстрактной угрозы со стороны тех же роботов. И именно на этом конфликте и строится практически весь сюжет "Создателя": люди всегда будут винить в своих ошибках кого-то другого, отличающегося от них

-3

А на фоне этого мощного и прописанного мотива, в истории фильма разворачивается личная драма главного героя ленты, бывшего закалённого в боях солдата по имени Джошуа (в исполнении Джона Дэвида Вашингтона). В прошлом он потерял свою жену и их ещё нерождённого ребёнка, и перебрался из Новой Азии обратно в Штаты, пока персонажу не предложили новую работу: уничтожить так называемое главное оружие Нирматы (Создателя, если переводить с непальского), которым позже оказывается робот по видом маленькой девочки, а в процессе этой миссии - отыскать пропавшую жену. Робот по имени Альфи может повернуть весь ход этой "войны" между людьми и ИИ, обернув всё в пользу искусственного интеллекта, и именно этого так сильно и опасаются американцы. "Создатель" прекрасен ещё и тем, что впервые за долгое время авторы рассматривают этот конфликт с точки восприятия второй стороны: а люди, они же американцы, больше располагаются в ленте на второстепенном плане. Здесь же прослеживается и развитие собственной сюжетной арки у главного героя, Джошуа, которая в концовке органично и поэтично красиво завершается

-4

Как вы уже поняли, Гарет Эдвардс сделал "Создателя" не совсем типичным блокбастером, однако что же там насчёт визуала? Он поражает, во всех смыслах этого слова. Поражает как на фоне тех же недоразумений на фоне боевиков от Netflix или кинокомиксов Marvel и DC, так и с осознанием того, что авторы смогли воссоздать такой уровень потрясающей графики всего за 80 миллионов долларов (что ещё раз доказало - не важны цифры вашего бюджета, важны таланты работающих людей и большие дедлайны, за которые эти самые таланты можно максимально раскрыть). Всё, что касается технической части в фильме, выполнено на самом высочайшем уровне: цветовая палитра, экшен-сцены, взрывы, панорамы и пейзажи, вид самих роботов, блестящая операторская работа, хороший саундтрек (который написал сам маэстро Ханс Циммер, пускай это далеко не его самая лучшая работа), отлично расположение кадра. Во время просмотра было невооружённым глазом заметно, что постановкой ленты руководил потрясающий визионер, и это по-своему прекрасно. И после "Создателя" у вас действительно может возникнуть ощущение, будто мы вернулись в эпоху блокбастеров начала 2010-х: когда всего за сотню миллионов долларов авторы дарили нам потрясающие и блестяще прописанные фантастические боевики, который развлекал как со сценарной, так и с технической точки зрения

Однако есть у "Создателя" и пара проблем, куда же без них. Несмотря на главный мотив истории (обвинение изгоев в ошибках человечества), основная сюжетная линия путешествия Джошуа и Альфи выглядела слишком натужной и достаточно шаблонной: всё это мы с вами видели уже сотню раз. Сначала неприятие со стороны главных героев друг к другу, позже - перерастание в некую дружбу, а в самом конце - уже проявление отцовских чувств у главного героя к той же Альфи. Да, глупо было бы жаловаться на основную историю в блокбастере, который первом делом создан именно для того, чтобы развлекать, хоть и не забывает параллельно с этим заставлять зрителей задумываться об актуальной мировой проблематике, но авторы могли бы взять за основу своего сценария более оригинальную сюжетную линию, нежели очередное путешествие из той же точки А в точку Б. Да, это бросалось в глаза ещё при просмотре трейлеров, и, увы, эти немногочисленные опасения подтвердились. Помимо этого, в фильме очень сумбурный и быстрый третий акт, который сценаристы как будто бы не дожали: после просмотра возникло такое ощущение, будто из ленты вырезали финальные 10-15 минут, оставив их для какой-нибудь режиссёрской версии, если таковая когда-нибудь будет (на фоне кассового провала "Создателя" в кинотеатрах - сильно сомневаюсь)

-6

"Создатель" - первый большой оригинальный блокбастер за последние несколько лет в массовом кинематографе. Это не продолжение и не спин-офф какой-нибудь франшизы, не ремейк или перезагрузка, не экранизация книги или адаптация видеоигры (пускай и много позаимствующая у них), это в первую очередь оригинальная фантастика, которую местами даже можно назвать умной. Здесь история преобладает над экшеном, а не экшен над историей, как в тех же современных блокбастерах от многих стрим-сервисов, и это действительно может зацепить зрителей. Да, не обошлось без парочки проблем, куда уж без них, однако как же обидно, что такой эксперимент оказался провальным в стенах кинотеатров. На данный момент фильм кое-как не может добраться до цифр достаточно маленького производственного бюджета, поэтому я сильно сомневаюсь, что в скором будущем мы с вами увидим хотя бы одного подобного представителя этого жанра. К сожалению, люди не интересуются оригинальными прописанными историями, не относящимся к каким-либо популярным массовым франшизам. И это очень печально

-7

Плюсы:

  • Потрясающий визуал
  • Мотивы истории
  • Атмосфера локаций
  • Возвращение ощущения просмотра старых красивых блокбастеров
  • Прописанные персонажи
  • Какая-никакая, но драма

Минусы:

  • Достаточно шаблонная сюжетная линия главных героев
  • Очень сумбурный третий акт

8/10

-8
- Чего ты хочешь, милая?
- Чтобы роботы были свободны.
- Оу. У нас этого нет в холодильнике. Как насчет мороженого?